В регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования с 2006 года проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Это продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа дифференциации. С 2008 года в список предметов, по которым государственная итоговая аттестация по курсу основной школы проводится в новой форме, включена и геометрия. К использованию новой формы аттестации по математике необходима целенаправленная подготовка учащихся.
Контроль знаний по изучаемым и повторяемым темам с этой целью следует проводить не только в форме традиционных контрольных работ, но и в форме тестов. В помощь учителю математики в сборнике Математика-9 представлены контрольные работы по образцу заданий ГИА по всем темам курсов алгебры и геометрии. Каждая контрольная работа (4 варианта) рассчитана на один урок и может быть использована как для текущего контроля, так и для подготовки учащихся к ГИА.
Контрольные работы состоят из 9 заданий (2 части), различающихся по содержанию и сложности.
В первой части контрольной работы - 6 заданий базового уровня. Задания 1-4 это задания с выбором ответа. Задания 5 и 6, в основном, с записью краткого ответа. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний, умение пользоваться разными математическими языками, распознавать стандартные задачи в разнообразных формулировках. По сравнению с традиционной практикой в ней усилены понятийный и практический аспекты.
Первая часть контрольной работы, в целом, позволяет достаточно полно проверить владение материалом курса на базовом уровне. Значимость базовых знаний в общей структуре алгебраической подготовки школьников отражена и в подходах к оцениванию результатов выполнения работы: для получения положительной оценки необходимо выполнить не менее половины заданий первой части. На выполнение первой части работы отводится 15 минут.
Типы заданий и критерия оценивания
С выбором ответа (к каждому из таких заданий предлагается 4 варианта ответа, из которых только один верный) |
Задания 1-4 |
1 балл |
С кратким ответом |
Задания 5-6 |
1 балл |
На множественный выбор, соотнесение, соответствие |
В основном задание 5 |
1 балл |
С развернутым ответом без обоснования |
Задания 7-8 |
2 балла |
С развернутым ответом с обоснованием |
Задание 9 |
0-3 балла |
По результатам контрольной работы выставляется две оценки: рейтинг – сумма баллов за верно выполненные задания первой и второй частей, и отметка «2», «3», «4» или «5».
Схема перевода рейтинга в отметку
Рейтинг |
3 – 5 баллов |
6 – 8 баллов |
9 – 13 баллов |
Отметка |
«3» |
«4» |
«5» |
Если при выполнении 9-го задания допущена ошибка, не носящая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то учащемуся засчитывается балл, на единицу меньший указанного.
За первую часть работы можно максимально получить 6 баллов, за всю работу в целом – 13 баллов.
Инструкция по выполнению контрольной работы для учащихся
1) 34 15 23 4) 27
Если вы ошиблись при записи ответа, зачеркните его и запишите новый:
Ответ: х = 14.
Задания второй части выполняйте в тетради для контрольных работ. При выполнении задания запишите его номер, а затем запишите его решение и ответ.