Классный час «В славных землях Владимирских»

Никитина М.В.,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №19

Классный час
«В славных землях Владимирских».
(Великому князю Владимирскому –
Андрею Боголюбскому – посвящается)

 

Цель: помочь педагогам в проведении классного часа, посвященного великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому; заинтересовать ребят историей своей малой Родины; продолжить знакомство с миром русской истории и культуры, удивительным духовным богатством русского народа.

Форма занятия: заочное путешествие.

Ход занятия
История русского государства началась с Киевской Руси. Славные подвиги русского народа отражены в сказаниях и легендах, в древних рукописях и в каменной летописи, сохранившихся в памятниках архитектуры.
В начале XII столетия возник небольшой городок Владимир – будущий центр русской государственности. Великий князь Андрей Боголюбский превратил Владимир в новую столицу.
Старинные предания и высказывания древних летописцев помогут нам создать образ великого князя северо-восточной Руси.

Ведущий (летописец):
Вот с этого откоса, с высоты,
Глядели зорко очи князя (Владимира).
Он с временем самим здесь был на ты.
Сомнения не ведал он и страха.
Простора сердце жаждало, размаха -
Захватывало дух от широты.

Здесь повелел он город свой рубить:
Валами обнести его. Дрекольем,
Чтоб городу тому над всем Опольем.
Над Киевом (и то!) первейшим быть.
И встали стены северной столицы…
Легко листать истории страницы.
А. Зарецкий «Владимиру Граду»

На северо-востоке Руси, между Окой и Волгой, находился обширный край, отделенный от стольного града Киева дремучими, непроходимыми лесами, поэтому и назывался он Залесским.
По берегам рек и озер, среди лесов и болот, на местах первобытных поселений или вовсе необжитых землях возникали города и крепости с каменными церквями и дворцами. Северо-восточная окраина Древней Руси всегда привлекала внимание великих киевских князей.

Ведущий:
Легко листать истории страницы,
Но как порою тяжелы они:
И киноварью пишут летописцы
Не годы, не века – часы и дни!

О, что без вас история сама.
Без вас, трудолюбивых, безымянных,
Оставивших  пергаментов тома,
В которых есть что чтить! И удивляться!
А каково писать их?
Время мчится…

Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 – 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский с 1157 года. Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 г на Волжско-Камскую Булгарию.

Начало княжения. В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел Владимир-на-Клязьме. В 1155 вновь был переведен  на княжение в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Андрей предпочел Киеву только что начавший отстраиваться город на северо-востоке – Владимир-на-Клязьме. И хотя формально Киев еще оставался старшим городом, самый старший и могущественный князь теперь жил не в Киеве, а в далеком  Владимире. Киев оказался в подчинении Владимира. Тогда же Андрей был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 князь изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.
Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию – в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).

Ведущий:       
Время мчится
Без удержу: вот пылкий князь Андрей,
Загнав в пути десяток лошадей,
Спешит к Владимиру. Метель клубится.
Но стали кони, и замолк возница.

«Ну что же ты? Давай скорей, скорей!
А, впрочем, нет – Нам здесь остановиться
Велело провиденье! Все с коней!
Все, братия, мы дома здесь отныне,
И с нами помощь бога и святыни.

Боголюбская икона Божией Матери была написана по повелению благоверного князя Андрея в 1157 году. Князь повелел написать икону Богородицы, изобразив Ее в том виде, в каком Она ему явилась во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к спасителю. Икона бала названа Боголюбивой, в ее честь и сама обитель, устроенная князем, была названа Боголюбскою, а князь с того времени стал именоваться Андреем Боголюбским.

Боголюбская икона Божией Матери издревле почиталась как чудотворная. В 1771 году во многих местах России свирепствовала моровая язва. Когда с иконой обошли город Владимир, болезнь прекратилась.

Выдающиеся достижения Владимирской земли связаны с княжением умного и решительного Андрея Боголюбского. Андрей Юрьевич был «умен во всех делах и доблестях» (скульптурный портрет А. Боголюбского работы М. Герасимова).

Ведущий:          
Мы будем жить без буйств и без вражды!
Усобиц княжьих боле не приемлю.
Мы будем украшать вот эту землю,
Даря потомкам города, сады!

Стремлением князя Андрея Боголюбского было объединить Русь под главенством владимирских земель. 
Его притязания на первенство на Руси привели к грандиозному архитектурному строительству (иллюстрации замка А. Боголюбского)

Культура при Андрее Боголюбском. В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе знаменитые Успенский собор (1158-1161), Покрова на Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбово (1158-1165).

Стараясь возвеличить свою новую столицу, князь делал все, чтобы затмить Киев своим великолепием. Со сказочной быстротой был значительно расширен и обнесен крепостной стеной старый город. До наших дней сохранились остатки земляных валов и белокаменные Золотые ворота – прекрасный памятник зодчества XII века. В стенах города Владимира находились княжеский дворец, епископский двор, боярские усадьбы, белокаменные храмы. Особое значение имел Успенский собор: «отовсюду зримый» блистал он золоченою главой, радуя глаз изысканной красотой форм. В храме была выставлена икона Богородицы, которую по месту хранения стали называть Владимирской.

Вторым центром Владимирского княжества стал город-замок Боголюбово, поражавший своим великолепием. В княжеской резиденции  принимали послов из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы княжества и Руси… В то же время было возведено самое совершенное творение зодчих Древней Руси – церковь Покрова на Нерли. И Андрей Боголюбский не без гордости говорил: «Я всю Белую Суздальскую Русь городами великими и селами населил».

Ведущий:       
Вот с этого откоса, с высоты,
Легко листать истории страницы.
Но время мчится
Даря потомкам города, сады.
Уже настал наш век, и наш черед
Годам своим вести особый счет:
Умно и вдохновенно
Завещано на все нам времена.

Нам нужен мир! Нам не нужна война!
Но честь и долг – понятия святые,
И берегитесь, новые Батые,
Не задержать вам времени разбег!
И вот о чем мечталось сокровенно:
Разумным сердцем славен человек,
Да что там на земле, во всей вселенной!

Проходили столетия, менялись орудия труда, человеческие отношения, а жизнь продолжалась там, где далекие предки заложили первые города, ставшие за свою  многовековую историю настоящими сокровищницами древнерусского государства. И эти выдающиеся достижения владимирской земли мы связываем с великим князем Северо-Восточной Руси Андреем Боголюбским.