Развивающая среда группы. Характеристика микроблоков

Развивающая среда группы. Характеристика микроблоков

(методические рекомендации)

Образов. задача

Примерное содержание среды

Детская лаборатория

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, способами обследования объектов.
Расширение познавательного опыта, развитие познавательной активности.  

Материалы для знакомства с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.)
Природный, утилизированный и технический материалы (камешки, шишки, мох, семена, проволока, мех, ткани, пробки, гайки, скрепки, винтики).
Оборудование для экспериментирования (воронки, тазики, емкости, магниты, зеркала, сито, свечи).
Приборы (лупа, весы, часы, компас, линейки) и медицинское оборудование (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, шпатели).
Наглядные модели познавательной деятельности (алгоритмы деятельности, схемы, макеты и модели для демонстрации свойств и явлений).
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования.  Картотека опытов.   

Предполагаемая деятельность детей. Опыты, экспериментирование, исследовательская деятельность.

Полочка «неясных» знаний

Развитие познавательных потребностей и мотивов. Целенаправленное расширение познавательного опыта детей по обучающей задаче.

Тематическая подборка наглядных материалов (картинки, предметы, объекты, муляжи, фотографии, иллюстрации).
Коллекции.

Предполагаемая деятельность детей. Рассматривание материалов, формулировка вопросов, высказывание своей точки зрения, составление коллекций.

Уголок природы

Расширение и систематизация познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности и экологическом воспитании. Овладение моделирующей деятельностью.

Комнатные растения, обитатели живого уголка (в соответствии с возрастом).
Оборудование для труда в природе.
Экологическое окно с наборов сменяемых картинок (животный и растительный мир – по природным зонам, сезонам). Экологические и дидактические модели (календарь природы, этажи леса, пищевые цепочки, модель «Круглый год», «Река времени», карты мира, глобус).
Картотека стихов, загадок, пословиц,  поговорок, примет (времена года).
Оборудование для экспериментирования в природе.
Схемы и алгоритмы наблюдений за объектами природы, сезонными явлениями.

Предполагаемая деятельность детей. Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, труд природоведческого содержания, работа со схемами и моделями.

Книжный уголок, информационная копилка

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Осознание своего познавательного интереса, накопление познавательного опыта.

Художественная и познавательная литература (энциклопедии, словари, журналы).
Аудиокассеты, диски, видеомагнитофон.
Наглядный материал для пополнения познавательного опыта (предметы, картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии).
Картотека вопросов и ответов.
Схемы, алгоритмы для составления рассказов.
Тематические альбомы для рассматривания.

Предполагаемая деятельность детей. Рассматривание, чтение, слушание, составление рассказов, формулировка вопросов.

Уголок творчества «Мастерилка», полочка красоты

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие умений, творчества.

Природный, бросовый, разнофактурный материал для творчества (ткань, бумага, картон, вата, проволока, нитки, мох, шишки, веточки).
Материалы  для изобразительной деятельности (краски, карандаши, фломастеры, цветные мелки, клей, глина, пластилин, тесто).

 

Инструменты и оборудование (кисти, ножницы, иглы швейные, дыроколы, степлеры, скотч, стикеры, печатки и т.п.). Шаблоны, трафареты, выкройки, лекала.  Альбомы по изобразительному искусству, схемы и чертежи изделий.
Предметы декоративно-прикладного искусства, репродукции картин.

Предполагаемая деятельность детей. Изготовление поделок, макетов, игрушек, рисование, аппликация, лепка. Рассматривание экспонатов, альбомов, картин, беседы об искусстве. Оформление выставок.

Игротека

Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности.

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам.
Различные виды конструкторов.
Схемы и чертежи построек.

Предполагаемая деятельность детей. Игровая деятельность, конструирование и строительные игры.