Шедевры русской живописи

русская живопись портрет статс-дамы ИзмайловойОбщепринято мнение, что французская, итальянская и немецкая живопись – известнейшие школы в мире. О русских же шедеврах мир не наслышан в такой мере, как они этого заслуживают, только потому, что до петровской эпохи русская живопись существовала в основном только в виде икон и фресок. Зато сейчас такие музеи, как Третьяковская галерея могут похвастать тем богатством, которое было написано всего за 300 лет.

С приходом новых европейских веяний в ХVIII веке расцветает светская живопись. И хотя она копирует технику, манеры и темы у западноевропейского классицизма, все же не забывает привнести свой, русский колорит. Самые «говорящие» картины у Аргунова, Кипренского, Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Антропова. Взять хотя бы работу последнего – портрет статс-дамы Измайловой (1759, Третьяковская галерея). Хоть автор не стремился показать глубинные качества души изображаемой, а всего лишь следовал классическим канонам, его статс-дама предстает перед зрителями волевой и немного суровой. А морковного цвета бант и такого же цвета щеки Измайловой в сочетании с синим платьем напоминают о народных, лубочных традициях.

В XIX веке живопись в России становится по-настоящему русской и признается в Европе. Все началось с Брюллова и его «Последнего дня Помпеи» (1833, Русский музей в Санкт-Петербурге). Парадокс – сюжет взят из истории Рима, все детали взяты из музеев той жеБрюллов - Последний день Помпеи Помпеи, а русским натурщиком был только сам художник (специально приглашались итальянцы для позирования). Но картина получилась настолько самобытной, что в гениальность русского народа поверили все и сразу. Все же не зря Брюллов работал над шедевром несколько лет, выкладываясь до такой степени, что иногда у него недоставало сил самостоятельно выйти из мастерской. Со второй половины века русские художники решительно отказываются от академизма и манерности. Передвижники бросаются изображать русскую глубинку такой, какая она есть. Но хоть мы и ценим полотна Перова и Крамского, весь мир не знает лучшего мариниста, чем академический Айвазовский с его «Девятым валом». Все-таки идейность меняется со временем, а красота природы остается неизменной.

ХХ век был богат на все: изменения политических курсов, войны, радикальные смены вкусов в моде, литературе, музыке и живописи. Кандинский и Малевич, Петров-Водкин – все они внесли свой вклад в развитие авангарда, но все черные и красные квадраты блекнут рядом с «Тремя богатырями» Васнецова или «Великим постригом» Нестерова. Но на этом российская живопись не заканчивается. Галереи пополняются работами молодых художников, и может быть через годы весь мир будет восхищаться их шедеврами.