Радуга здоровья. Опыт работы летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием

Данные об авторе
Автор(ы): 
Авторы-составители – творческий коллектив педагогов: Г.И. Юдина, С.Г. Сильянова, А.Г. Жирякова, С.С. Егорова, О.Ю. Кривошеева, Н.А. Тарасова, О.Л. Чуприна, Т.М. Козлова, Н.Д. Семенова. Рецензенты: Е.Ю. Рогачева, И.И. Пенькова, Л.С. Паршина.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №24. ГИМЦ г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Методист
Педагог дополнительного образования
Педагог-психолог
Родитель
Социальный педагог
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Материалы сборника представляют опыт работы Муниципального общеобразовательного учреждения – средней школы №24 в рамках летней оздоровительной кампании, содер-жащие программу «Радуга здоровья», перспективный план работы летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха «Солнышко», нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность оздоровительного лагеря, а также калейдоскоп воспитательных дел - разработки воспитательно-познавательных и спортивных меро-приятий. Содержание сборника может представлять интерес для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, начальников оздоровительных лагерей, педагогов-организаторов, воспитателей, студентов педагогических колледжей, вузов.

 Радуга здоровья. Опыт работы летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием

Часть I

Программа летнего оздоровительного лагеря 
труда и отдыха с дневным пребыванием
«Радуга здоровья»

 

Пояснительная записка

Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Но каждый ли ребенок может реализовать все это в течение каникул? Это зависит от многих факторов: заинтересованности родителей в обеспечении детей полноценным отдыхом; их занятости, социального статуса семьи (материальной состоятельности, уровня ценностей в семье; умения планировать и организовывать полноценный отдых своего ребенка).

По данным социологических исследований более половины семей в стране не имеют возможности организовывать полноценный отдых своих детей. В связи с этим перед педагогическим коллективом остро встала проблема организации отдыха детей на базе школы. Лагерь в школе работает круглогодично (в течение каникул: осенних, зимних, весенних, летних - 2 смены каникул); включает в себя отряд дошкольников, три разновозрастных и профильные отряды (трудовой, спортивный, педагогический), отряды клубов по месту жительства. Такая структура лагеря позволяет охватить отдых детей разного возраста и разнообразных интересов, решить множество проблем, начиная с предварительной адаптации будущих первоклассников к школе и заканчивая профессиональной ориентацией выпускников.

Необходимость разработки программы «Радуга здоровья» для оздоровительного лагеря труда и отдыха на базе МОУ СОШ №24 была вызвана рядом причин:

  • анализ состояния здоровья учащихся школы;
  • повышение спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
  • особенности социальной среды;
  • обеспечение преемственности в работе лагеря разных лет;
  • использование богатого творческого потенциала педагогов школы в работе с детьми.

Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников нашего образовательного учреждения подтверждается анализом состояния их здоровья. По данным 2007 года 21% учащихся страдают заболеванием глаз; 14% - органов дыхания; 12% - костно-мышечной системы; 5% - нервной; 
3% - мочеполовой; 2% - пищеварительной системы организма.

При планировании летней оздоровительной кампании было проведено анкетирование с родителями учащихся. Цель данного анкетирования - получение информации о заинтересованности родителей в организованном отдыхе детей; их желании сотрудничать со школой в вопросах воспитания и всестороннего развития ребенка; приоритетных ценностях семей; отношении родителей к проблеме здоровья своих детей. Родителям было предложено высказать пожелания, связанные с организацией процесса оздоровления, труда и досуга в школьном лагере. Данное анкетирование показало полную заинтересованность респондентов в вопросах сохранения здоровья и оздоровления детей в период школьных каникул.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Многие из них живут в неполных семьях, у некоторых родители - пенсионеры, инвалиды. В половине неполных семей доходы составляют только прожиточный минимум. Это и объясняет неполноценное, нерациональное питание ребят, а также ограниченные возможности семьи в вопросах оздоровления детей.
Учитывая вышеизложенные факты, педагогический коллектив определил здоровьесбережение ведущим направлением работы школы, поставив перед собой задачу создания школьного сообщества, призванного разработать направления деятельности оздоровительной кампании с целью укрепления физического, психического и социального компонентов здоровья наших воспитанников.

При школьном сообществе «ЖИЗНЬ» были созданы творческие ролевые группы - «Крепкий орешек», «Алые паруса», «Муравей». В состав их входили педагоги, воспитанники, родители. Каждая творческая группа разработала свое положение, в котором определила задачи, содержание и формы работы. В соответствии с целями и задачами разработали комплекс мероприятий, которые были положенные в основу программы «Радуга здоровья».

При определении названия программы - "Радуга здоровья" - педагогический коллектив руководствовался истинными и символическими значениями терминов "здоровье" и "радуга".
В основу программы положено определение здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения. Согласно ему "здоровье" - это состояние полного физического, психического и социального благополучия".

Слово «радуга» Дж. Холлом трактуется как "символ небесного, чистого, дарующего жизнь, таинственного и величественного". Радуга также выступает "символом теплого лета, радости и дружбы Неба и Земли". 
Все это - теплое лето, радость, дружба лежит в основе направлений деятельности нашего лагеря. "Радуга здоровья", в нашем случае, - это символчистых, добрых побуждений, направленных на воспитание в детях желания заботиться о своем здоровье и постоянно укреплять его.
"Многоцветие" радуги - символ многообразия способов сохранения и укрепления здоровья.
Таким образом, данная программа направлена на просвещение детей по проблемам здоровьесбережения и их оздоровление через организацию различных видов деятельности
 



Компонент здоровья

Обоснование

Реализация программы

Умственная деятельность

Человек, занимающийся умственной деятельностью; развивает интеллект, логическое мышление, мировоззрение. Развитие - естественный процесс и неотъемлемый компонент здоровья.

Отряд шахматистов

Трудовая деятельность

Усталость, приобретенная в результате трудовой деятельности, оказывает благоприятное воздействие на самочувствие человека: улучшается сердечно - сосудистая деятельность, повышается мышечный тонус, настроение.

Трудовой,
экологический отряды

Физическое развитие

Физкультура развивает силу и выносливость, спасает от многих болезней, помогает хорошему самочувствию. Недаром говорят: «Движение – это жизнь».

Утренняя гимнастика, занятия в бассейне, спортивные игры, соревнования.

Положитель-ные эмоции

Узбекский ученый Мирзакарим Норбеков установил, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. В своих высказываниях он подчеркивал: "Хаос не в мире, он внутри нас".

Кружковая работа, комната психологической разгрузки, занятия с элементами тренинга, под руководством психолога, музыкотерапия, походы, экскурсии, игры с педагогом – организатором, воспитателями.

Знания

Вооружившись знаниями валеологии, человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь, оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти. Не зря в народе говорят: «Кто предупрежден,
тот вооружен».
"Семья и школа должны дать ребенку валеологический минимум знаний: как Познать, Сотворить, Изменить себя к лучшему и здоровому образу жизни". Валеологический кодекс.

Беседы с медицинским работником,
занятия с социальным педагогом; кружковая работа, пятиминутные профилактические линейки.

Здоровье через рационально – организованный режим дня

Рационально-организованный
режим дня:

  • правильно организованная двигательная активность детей;
  •  регулярное и полноценное питание;
  •  восстанавливающий сон;
  •  достаточный отдых на свежем воздухе, способствующий хорошему самочувствию, ведущий к повышению работоспособности.

См. тематическое планирование летнего оздоровительного лагеря.

Таким образом, данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в летнем оздоровительном лагере труда и отдыха с дневным пребыванием «Солнышко» в рамках одной лагерной смены.

Основной состав лагеря - это учащиеся образовательных учреждений социума. При комплектовании особое внимание уделяется учащимся из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах с наполняемостью 25 человек.
Программа разработана с учетом законодательных нормативно - правовых документов.