Видео консультация ГИА 2012 по русскому языку 9 класс

Государственная итоговая аттестация ( ГИА ) 2012 по русскому языку 9 класс

(Консультацию проводит Гулякова Надежда Сергеевна - методист ГИМЦ г. Владимир)

Консультация, посвященная подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации ( ГИА ) по русскому языку в 2012 году.

Изменения, имеющиеся в демоверсии контрольно-измерительных материалах ГИА - 2012. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. Изменения в оценивании орфографической и пунктуационной грамотности.

ГИА 2012 по русскому языку - Часть 1

скачать с Народ.ру ГИА 2012 по русскому языку - Часть 1

ГИА 2012 по русскому языку - Часть 2

скачать с Народ.ру ГИА 2012 по русскому языку - Часть 2

III. Система оценивания.

  • Сжатое изложение – 7 баллов.
  • Во второй части за каждый правильный ответ экзаменуемый получает 1 балл. 
  • За неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов. (Всего 16 баллов).
  • Сочинение-рассуждение – 9 баллов. Изменилось количество баллов по критериям С1К2  и С1К4:

Наличие примеров-аргументов

Баллы

С1К2

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление, верно указав их роль в тексте.

3

 

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое  явление,
но не указал их роль в тексте,
привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или
экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, указав его роль в тексте.

2

 

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, не указав его роль в тексте

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

С1К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена 1 ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено 2 и  более ошибок в построении текста

И соответственно – С2К2 и С2К4:

Наличие примеров-аргументов

Баллы

С2К2

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют объяснению содержания  данного фрагмента.

3

 

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

2

 

Экзаменуемый привёл  пример(-ы)-аргумент(-ы) не  из прочитанного текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, не указав его роль в тексте

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в з0адании цитату или её часть.

С2К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена 1 ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено 2 и  более ошибок в построении текста

  • Практическая грамотность – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 42.

IV. Критерии оценивания практической грамотности остались без изменений:

ГК1

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущены 2-3 ошибки

1

Допущены 4 ошибки и более.

ГК2

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3-4 ошибки

1

Допущено 5 ошибок и более.

1

ГК4

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок и более.

 Суммарный объём изложения и сочинения – 140 и более слов.
Максимальное количество баллов – 42.

 Если суммарный объём  составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 ставится не более 1 балла при условии:

ГК1

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

1

ГК2

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая  ошибка.

1

ГК3

Грамматических ошибок нет

1

ГК4

Речевых ошибок нет

1

Если суммарный объём менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается  нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом  работы.

V. Произошли незначительные изменения в  шкале пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-17

(было 18)

18-27

(было19-28)

28 -36
(было 29-37)
Из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4

37-42
(было 38-41)  
Из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4

Рекомендации по выполнению части С2.1

     В задании С2.1 ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение, раскрыв при этом смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, учащиеся должны привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

  1. Авторами контрольно-измерительных материалов разрешено начинать сочинение словами Г. Степанова. Поэтому ученики могут начать работу с цитаты.
  2. Далее они могут выразить своё согласие с высказыванием.
  3. Затем, обратив внимание на то, что словарь демонстрирует, о чём думают люди, ученики могут перейти к тому, о чём говорит автор в тексте и какую лексику при этом использует, а именно: общеупотребительные слова, слова в переносном значении, антонимы, синонимы, архаизмы, историзмы, диалектная лексика, фразеологические обороты.
  4. Начать аргументацию ученики могут со следующих фраз:
    • Автор,  рассказывая о …, использует ….
    • Автор, обращая наше внимание на …, прибегает к использованию ….
    • Затрагивая проблему …, автор использует…. и т.д.
  5. После того, как будет названо и проиллюстрировано примером из текста лексическое явление, ученики могут перейти к грамматическому явлению следующим образом:
    • Выражая своё отношение к …,
    • Подчёркивая важность проблемы …,
       автор в своей речи использует такое грамматическое явление, как (употребление определённых частей речи, вводных слов, обособленных определений и обстоятельств, рядов однородных членов, неполных предложений и т.д.).
  6. В завершение своей работы ученики делают вывод. Для этого можно использовать традиционные выражения: таким образом, итак, на основании данных примеров, подводя итог, в результате  и т.д.

Думаем, подобный алгоритм поможет ученикам успешно справится к написанием сочинения-рассуждения части С2.1.

 

III. Система оценивания.

  • Сжатое изложение – 7 баллов.
  • Во второй части за каждый правильный ответ экзаменуемый получает 1 балл. 
  • За неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов. (Всего 16 баллов).
  • Сочинение-рассуждение – 9 баллов. Изменилось количество баллов по критериям С1К2  и С1К4:

Наличие примеров-аргументов

Баллы

С1К2

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление, верно указав их роль в тексте.

3

 

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое  явление,
но не указал их роль в тексте,
привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или
экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, указав его роль в тексте.

2

 

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, не указав его роль в тексте

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

С1К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена 1 ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено 2 и  более ошибок в построении текста

И соответственно – С2К2 и С2К4:

Наличие примеров-аргументов

Баллы

С2К2

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют объяснению содержания  данного фрагмента.

3

 

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

2

 

Экзаменуемый привёл  пример(-ы)-аргумент(-ы) не  из прочитанного текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, не указав его роль в тексте

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в з0адании цитату или её часть.

С2К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена 1 ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено 2 и  более ошибок в построении текста

  • Практическая грамотность – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 42.

IV. Критерии оценивания практической грамотности остались без изменений:

ГК1

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущены 2-3 ошибки

1

Допущены 4 ошибки и более.

ГК2

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3-4 ошибки

1

Допущено 5 ошибок и более.

1

ГК4

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок и более.

 Суммарный объём изложения и сочинения – 140 и более слов.
Максимальное количество баллов – 42.

 Если суммарный объём  составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 ставится не более 1 балла при условии:

ГК1

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

1

ГК2

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая  ошибка.

1

ГК3

Грамматических ошибок нет

1

ГК4

Речевых ошибок нет

1

Если суммарный объём менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается  нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом  работы.

V. Произошли незначительные изменения в  шкале пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-17

(было 18)

18-27

(было19-28)

28 -36
(было 29-37)
Из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4

37-42
(было 38-41)  
Из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4

Рекомендации по выполнению части С2.1

     В задании С2.1 ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение, раскрыв при этом смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, учащиеся должны привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

  1. Авторами контрольно-измерительных материалов разрешено начинать сочинение словами Г. Степанова. Поэтому ученики могут начать работу с цитаты.
  2. Далее они могут выразить своё согласие с высказыванием.
  3. Затем, обратив внимание на то, что словарь демонстрирует, о чём думают люди, ученики могут перейти к тому, о чём говорит автор в тексте и какую лексику при этом использует, а именно: общеупотребительные слова, слова в переносном значении, антонимы, синонимы, архаизмы, историзмы, диалектная лексика, фразеологические обороты.
  4. Начать аргументацию ученики могут со следующих фраз:
    • Автор,  рассказывая о …, использует ….
    • Автор, обращая наше внимание на …, прибегает к использованию ….
    • Затрагивая проблему …, автор использует…. и т.д.
  5. После того, как будет названо и проиллюстрировано примером из текста лексическое явление, ученики могут перейти к грамматическому явлению следующим образом:
    • Выражая своё отношение к …,
    • Подчёркивая важность проблемы …,
       автор в своей речи использует такое грамматическое явление, как (употребление определённых частей речи, вводных слов, обособленных определений и обстоятельств, рядов однородных членов, неполных предложений и т.д.).
  6. В завершение своей работы ученики делают вывод. Для этого можно использовать традиционные выражения: таким образом, итак, на основании данных примеров, подводя итог, в результате  и т.д.

Думаем, подобный алгоритм поможет ученикам успешно справится к написанием сочинения-рассуждения части С2.1.