Система оценивания заданий с открытым ответом в ЕГЭ

Система оценивания заданий с открытым ответом в ЕГЭ 2007 г.

Критерии оценки выполнения задания

В ЕГЭ по физике 2007 г. в целом была сохранена система оценивания 2005 и 2006 гг. В системе оценивания по возможности были учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание.

Для каждого задания, в качестве справки и для контроля правильности требуемого ответа, приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМов способ (метод) решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в три балла. Эксперту предлагается система оценивания, которая может применяться при рассмотрении альтернативного авторскому решения в экзаменационной работе. Обобщенная схема, используемая в ЕГЭ 2007 г. приведена ниже.
Критерии оценки выполнения задания
Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1)  верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение
которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном   решении — перечисляются используемые законы и формулы);
2)   проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.
3
  Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
  Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
  В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
2
   В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
   Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.
ИЛИ
   В ОДНОЙ из исходных формул допущена ошибка.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т. п.).
 Комментарии к обобщенной системе оценивания.
  1. В КИМах встречается ряд задач, при решении которых обязательно наличие рисунка. (Например, по геометрической оптике, где рисунок поясняет ход лучей и введенные обозначения величин). В этом случае в критерии полного правильного решения вводится условие наличие рисунка, а его отсутствие в работе учащегося приводит к снижению оценки на 1 балл. Если в авторском решении присутствует рисунок, но выбранный учащимся путь решения, в отличие от авторского, не требует для пояснения рисунка, то его отсутствие не снижает экспертную оценку и это условие снимается. Так же, если необходимые пояснения представлены в виде текста, то рисунок может отсутствовать. Если же представленное учащимся решение требует поясняющего рисунка, то его отсутствие приводит к снижению оценки.
  2. Оценивание задач, в условиях которых приводятся фотографии реальных экспериментов, учитывает необходимость правильной записи показаний приборов. В этом случае в критерии полного правильного решения вводится условие верной записи показаний измерительных приборов. Если же показания приборов в работе экзаменующегося записаны неверно и отклонение в записи превышает цену деления прибора, то эксперт имеет право снизить оценку на один балл.
  3. Оценка снижается на один балл, если в работе допущена ошибка в определении исходных данных по графику, рисунку, таблице, но остальное решение выполнено полно и без ошибок.
  4. Если в решении задачи записаны утверждения, законы или формулы, которые затем не использовались в ходе решения, то ошибки в этих записях не влияют на оценивание и не являются основанием для снижения оценки.
  5. В настоящее время при решении заданий с развернутым ответом не требуется записи каких-либо комментариев об используемых законах или формулах, перевода всех заданных в условии задачи физических величин в СИ и проверки полученного ответа «в общем виде» по единицам измерения входящих в неё величин.
  6. Отсутствие промежуточных этапов между первоначальной системой уравнений и окончательным ответом (т.е. математических преобразований) может служить основанием для снижения оценки на 1 балл (см. общие критерии оценки). Однако допускается вербальное указание на проведение преобразований без их алгебраической записи с предоставлением исходных уравнений и результата этого преобразования.
Из опыта работы по проверке экзаменационных работ были выделены некоторые случаи представления решения, не включенные в систему оценивания, но которые могут быть оценены с использованием принятой системы.
Так решение, представленное экзаменуемым в своей работе может:

a. одержать отдельные элементы решения (в том числе среди разрозненно записанных уравнений), не приводящие к получению ответа. В подобных случаях рекомендуется оценить, содержат ли представленные записи незаконченное или содержащее ошибки решение. В случае положительного ответа выявленное решение оценивается в соответствии со степенью полноты и правильности согласно оцениванию. Если ответ отрицательный (записи не содержат логически связного решения), то решение оценивается «О».

b. содержать записи, не являющиеся необходимыми для выбранного учащимся хода решения.
Если работа содержат записи, не являющиеся необходимыми для решения задачи и существенно затрудняющие понимание логики этого решения, то оценка выполнения задания может быть снижена на 1 балл. При этом правильность «лишних» записей не принимается во внимание. К лишним записям могут быть отнесены рисунок или комментарии, если они не являются необходимыми для понимания решения.

c. правильное решение с опиской, не повторяющейся в ходе решения и не влияющей на
получение правильного ответа.
В подобных случаях рекомендуем не обращать внимания на описки и оценивать работу так, будто описки нет. К опискам относятся те ошибки, которые исправлены в последующем решении, не повторяются в нем, или, не влияя на логику решения, противоречат ей, являясь результатом невнимательности. Это может быть незначительная и не сказавшаяся на преобразованиях путаница в индексах, отсутствие показателей степени при учете этих степеней в последующих преобразованиях, и т. п.

d. иметь логику, отличную от авторской логики решения (альтернативное решение).
Эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения на основании критериев оценивания (внося коррективы в список основных законов / формул).

e. решение задачи, которой ученик "подменил" авторскую задачу.
Если подмена сводится к тому, что учащийся определил не ту величину, которую требовалось рассчитать по условию задачи, а другую, то это может быть отнесено к ошибке того же порядка, что и ошибки в преобразованиях (однако если в задании требовалось определить отношение величин «А/В», а учащийся определил значение отношения «В/А», то это не считается ошибкой или погрешностью).
Если же представлено решение другой задачи, в том числе если определяется значение другой величины, то решение оценивается «О» баллов вне зависимости о полноты и правильности записей.

f. правильное решение с правильно записанными исходными формулами, корректно проведенными алгебраическими преобразованиями и вычислениями, но с ошибкой в записи ответа (определение порядка величины, переход от простой дроби к десятичной и т. п.).
В этом случае выставляется оценка «2».

g. использовать обозначения физических величин, не описанные в тексте задачи, решения или введенные на рисунке.
На данный момент от тестируемых не требуется обязательной расшифровки используемых в решении обозначений. Поэтому отсутствие указаний не снижает оценку. Однако если в решении одно и то же обозначение используется для разных величин, то оценка снижается на один балл — до двух баллов. Подобная не аккуратность приравнивается к ошибке в преобразованиях.