В 2010 году в ряде регионов РФ продолжалась апробация проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Разработку контрольно-измерительных материалов (КИМ) проводили специалисты ФИПИ, на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Ряд образовательных учреждений г. Владимира (в отличие от Владимирской области до настоящего времени руководствовались нормативными документами 1998 года: Обязательный минимум содержания основного общего образования (приложение к Приказу Министерства образования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236), . Поэтому в содержательном и методическом плане перед общеобразовательными учреждениями и учителями истории и обществознания встает проблема: как усовершенствовать преподавание предметов и подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА в рамках новых стандартов образования.
Поэтому на основе методических писем и аналитических отчетов членов предметных комиссий ФИПИ, предлагается ряд методических рекомендаций по совершенствованию преподавания истории и обществознания в основной школе.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию отдельных заданий и работы в целом определяются с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы и включают требования как к содержанию исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть выпускник.
Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов – истории России, занимающей приоритетное место по объему учебного времени, и всеобщей истории. Экзаменационные материалы 2011 года, ориентированы на проверку знаний в целом по курсу Отечественной истории, однако, ряд заданий, требует привлечения знаний всеобщей истории. Курсы истории России и всеобщей истории в практике преподавания изучаются синхронно – параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение проблем Отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
Привлечение знаний по курсу всеобщей истории возможно осуществлять разными методическими путями:
Можно выделить ряд направлений в организации учебного процесса, призванных способствовать успешной подготовке выпускников к сдаче экзамена по истории за курс основной школы:
Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников сложных познавательных умений, необходимых для выполнения заданий части 3 (С). С помощью этих заданий проверяется широкий круг исторических знаний и умений экзаменуемых, то, насколько они владеют основными видами деятельности, присущими историческому познанию. Развернутый ответ при выполнении заданий части 3 (С) должен показать способность выпускника четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Для этого нужно очень внимательно прочитать задание и уяснить его основные требования.
Особое место в подготовке учащихся к сдаче экзамена должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса. Прямое использование разнообразных тестовых заданий на уроках должно носить обучающий характер. На итоговых занятиях их можно использовать как средство углубления знаний, обобщения конкретно-исторического материала, а также как способ проверки знаний.
Рекомендуем предусмотреть специальные занятия предэкзаменационного повторения для актуализации знаний учащихся по проверяемым на экзамене в новой форме элементам содержания, ознакомления со структурой КИМ по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
Модель экзаменационной работы отражает интегративный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки. Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и сформированность умений, в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 г. Основной содержательной проблемой является несовпадение тем: по нормативным документам 1998 г. предусмотрено преподавание по семи содержательным линиям курса - общество, человек, сфера духовной культуры, экономическая сфера жизни общества, социальные отношения, сфера социального управления, право. В заданиях 2011 года представлены уже шесть разделов курса, предусмотренные в нормативном документе 2004 г.: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками.
Экзамен показал, что значительная часть центральных понятий обществоведческого курса усвоена выпускниками, сдававшими экзамен.
Но есть и определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса обществознания основной школы. Среди слабо усвоенных тем можно назвать: «Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство», «Органы государственной власти Российской Федерации», «Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних», «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина», «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Внимание к изучению этих вопросов курса должно быть усилено.
Важно также организовать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста.
Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо оформить в бланке ответов (один, два, три и т.д.).
Особого внимания требует развитие умения составлять план фрагмента текста (С1). Формировать это умение следует с опорой на интегративные связи с другими предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста). План может быть простым, т.е. включающим название значительных частей текста, или сложным, включающим наряду с названием значительных частей текста и названия их смысловых компонентов. Однако следует учитывать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика.
Следует уделить внимание сформированности умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста (С4). Примерами могут быть факты прошлого и современности, сведения, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути всё большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
Не теряет значимости совершенствование методики формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание (С6,) проверяющее это умение, непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Заметим, что в подобном задании не может быть единственно верного ответа – согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения являются правильными. Объектом оценивания являются приведенные учащимся аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.
На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом. Важно подчеркнуть, что предлагаемые задания должны предполагать различные виды деятельности учащихся (называть, характеризовать, определять, сравнивать и др.), а следовательно, и различные уровни ее сложности. Как показывает школьная практика, чем более разнообразные по форме и уровню сложности задания используются учителем в ходе текущей проверки знаний, тем увереннее чувствует себя учащийся на этапе итогового контроля.
Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.
Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ: