Тренировочные задания по истории для подготовки к ГИА

Уварова Е.В.

Тренировочные задания по истории для подготовки к ГИА.

 

Часть 1(А). Задания с выбором ответа

(следует указать один верный ответ из четырех предложенных)

 

Задания на знание дат и хронологии

 

Для выполнения этого задания выпускник должен овладеть следующими знаниями и умениями:
  • Указывать даты, хронологические рамки исторических событий, явлений, процессов на основе предложенного заданием критерия.
  • Указывать название периода на основе предложенного заданием критерия.
  • Соотносить дату (или ряд дат) с историческими событиями (явлениями, процессами) на основе предложенного заданием критерия.
  • Называть даты (хронологические рамки) исторических событий, явлений, процессов, периодов.
  • Определять хронологическую последовательность исторических фактов, явлений, процессов

1. Какое из названных событий произошло в 862 г.?

1) призвание варяжских князей
2)  поход Аскольда и Дира на Константинополь
3) крещение княгини Ольги
4) захват князем Олегом Киева

2. В каком веке была создана «Русская Правда»?

1) IX в.  2)  X в.      3)  XI в.          4)  XIII в.

3. Какое из названных событий произошло позже других?

1) «стояние на реке Угре»
2)  поход Ивана III на Новгород
3) присоединение Пскова к Московскому государству
4) присоединение Твери к Московскому государству

4. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) битва на реке Воже
2) битва при Грюнвальде
3) Куликовская битва
4) «Ледовое побоище»

5. Какой из указанных периодов был назван периодом застоя?

1) 1945-1953 гг.
2) 1953-1964 гг.
3) 1965-1985 гг.
4) 1985-1991 гг.

6. В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-бросок?

1) Смоленской
2) Северной
3) Ливонской
4) Отечественной

7. Когда была принята Декларация  о государственном суверенитете России?

1) 1985 г.   2) 1990 г.   3) 1991 г.  4) 1993 г.

8. Что из названного относится к XIX в.?

1) окончательное закрепощение крестьян
2) отмена крепостного права
3) разрушение  крестьянской общины
4) введение подушной подати.

Задания на знание фактов

Для выполнения этого задания выпускник должен овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Указывать основные исторические факты (события, персоналии, место, обстоятельства) на основе предложенного заданием критерия.
  • Указывать исторические явления, процессы на основе предложенного заданием критерия, характеристик, группы фактов.
  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты.

1. Кто из архитекторов является строителем Архангельского собора в Московском Кремле?

1) Алевиз Новый
2) Барма и Постник
3) Марк Фрязин
4) Аристотель Фиораванти

2. Возвышение Московского княжества в XIV в. связано с именем князя

1) Владимира Мономаха
2) Ивана Калиты
3) Всеволода Большое Гнездо
4) Владимира Красное Солнышко

3. В правление какого царя произошло присоединение к России Левобережной Украины?

1) Михаила Федоровича
2) Ивана Алексеевича
3) Алексея Михайловича
4) Петра Алексеевича

4. «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Общество объединенных славян» являются организациями

1) декабристов
2) народников
3) уездных земств
4) рабочих

5. К событиям русско-японской войны 1904-1905 гг. относится

1) Брусиловский прорыв
2) падение Порт-Артура
3) поражение русских войск в Восточной Пруссии
4) падение Плевны

6. Крупнейшее танковое сражение  Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы

1) Курской
2) под Москвой
3) Сталинградской
4) за Днепр

7. М.С. Горбачев был избран Президентом СССР

1) всенародным голосованием
2) Съездом народных депутатов
3) Пленумом ЦК КПСС
4) Государственной Думой

8. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

1) Президенту
2) Верховному Суду
3) Федеральному Собранию
4) Правительству

Задания на знание понятий, терминов

Для выполнения этого задания выпускник должен овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
  • Указывать исторические понятия на основе предложенного заданием критерия.
  • Определять взаимосвязь понятий с фактами, явлениями, процессами.

1. «Повесть временных лет» — это

1) свод древнерусского права
2) памятник художественной светской литературы               
3) собрание «жития святых»
4) общерусский летописный свод

2. Положения «самодержавие, православие, народность» лежали в основе

1) идеологии декабристов                     3) теорий революционных народников
2) теорий социал-демократов               4) теории «официальной народности»

3.  Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась

1) красногвардейская атака на капитал  3) новая экономическая политика
2) «военный коммунизм»                         4) рабочий контроль

4. В Древнерусском государстве сбор дани князем с подвластных племен назывался

1) полюдье
2) оброк
3) барщина
4) выкуп

5. Как назывался материал для письма, на котором писали книги в Древней Руси?

1) папирус
2)  береста
3)  бумага
4) фреска

6. К какому художественно-архитектурному стилю относится творчество В.И. Баженова и М.Ф. Казакова?

1) барокко
2) классицизм
3) рококо
4) ампир

Задания на знание причин и следствий

Для выполнения этого задания выпускник должен овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Выявлять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, их итоги (результаты).
  • Использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения событий и явлений современной жизни.

1. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате

1) дворцового переворота            3) решения Семибоярщины
2) выборов на Земском соборе    4) договора Василия Шуйского с Польшей

2. Что из названного было следствием политики Петра I в области культуры?

1) каменное строительство в Москве
2) начало русской гражданской печати
3) расцвет русского музыкального искусства
4) подъем русского церковного зодчества

3. Что было одной из непосредственных причин проведения военной реформы 1860-1870-х гг.?

1) поражение России в Крымской войне
2) необходимость завоевания выхода России к Черному морю
3) поражение войск России в сражениях антинаполеоновских коалиций
4) необходимость завоевания выхода России к Балтийскому морю

4. Что из названного относится к последствиям Февральской революции?

1) выход России из Первой мировой войны      3) передача земли крестьянам
2)  ликвидация самодержавия        4) свержение Временного правительства

5.  Что было одним из последствий осуществления концепции нового политического мышления в период перестройки в СССР?

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
2) распад социалистической системы
3) заключение договора между СССР и США о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах
4) ликвидация Карибского кризиса

  • Задания на соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений.
  • Для выполнения этого задания выпускник должен овладеть следующими знаниями и умениями:
  • Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.
  • Определять принадлежность единичного факта к историческим явлениям и процессам.
  • Определять взаимосвязь исторических фактов с явлениями, процессами, периодами истории.

1. Что из названного характеризует внешнюю политику руководства СССР в первые послевоенные годы (1945—1950 гг.)?

1) разрядка международной напряженности
2) начало политики «холодной войны» со странами Запада
3) разрыв дипломатических отношений со странами Восточной Европы
4) укрепление союзнических отношений со странами антигитлеровской коалиции

2.  Появившееся в России в 1990-е гг. понятие «либерализация цен» означало

1) установление цен на основе соглашений производителей продукции
2) снижение цен на продукты питания
3) согласование уровней цен в рамках СНГ
4) отказ от государственного регулирования цен

3. Какая из перечисленных мер относится к реформе политической системы в СССР в период перестройки?

1) полная ликвидация цензуры
2) судебное преследование противников перестройки
3) принятие новой Конституции СССР
4) провозглашение курса на «гласность»
4. К  итогам политики нового мышления относится
1) усиление напряженности международных отношений
2) наращивание гонки ядерных вооружений в мире
3) укрепление международной стабильности
4) ухудшение отношений со странами Запада

Задания на поиск информации в источнике

Проверяются следующие элементы подготовки выпускников:

Находить ответ на вопрос по нескольким признакам (упоминаемым датам, именам, событиям и др.) в историческом документе на основе предложенного заданием критерия

1.  Прочтите отрывок из Лаврентьевской летописи и укажите, о каком сражении рассказано в летописи.

«.. .Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестного и приготовившись к бою, пошел против них. (Войска) сошлись на Чудском озере, было тех и других большое множество ...
...И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 верст... и пало немцев 500...»

1) Невской битве                    2) Ледовом побоище    
3) Грюнвальдской битве       4) сражении у мыса Гангут

2. Прочтите отрывок из мемуарных «Записок» и укажите фамилию их автора.

«Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но желание быть полезным новому нашему государю не позволило мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. (...) Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его императорского величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления...»

1) А.А. Аракчеев         2) А.Х. Бенкендорф        
3) П.А. Шувалов          4) Н.П. Игнатьев

3. Прочтите фрагмент из обращения «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и укажите дату его принятия.

«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона... съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов ».

1) 26 февраля 1917 г.           2)1 сентября 1917 г.       
3)26 октября 1917 г.            4) 5 января 1918 г.

4. Прочтите отрывок из литературного произведения и определите, о каком церковном деятеле в нем говорится.
«Долго принуждала его братия стать игуменом. И он наконец внял их мольбам. Не по своей воле игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие всё друг у друга. И пришел преподобный в свой монастырь, в обитель Святой Троицы».

1) Антонии Печерском
2)  Несторе-летописце
3) Зосиме Соловецком
4) Сергии Радонежском

5. Прочтите отрывок из летописи и определите, с каким событием он связан.

«Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". И на совете были Мстислав Романович киевский, Мстислав козельский и черниговский и Мстислав Мстиславич галицкий — они были старейшими князьями Русской земли».

1) битвой на реке Сити
2) битвой на реке Калке
3)  взятием монголами Киева
4) походом Батыя на Русь

6. Прочтите отрывок из документа и назовите событие, с которым он связан.

«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой... да еще в соглашении с королем Казимиром — ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других — по берегу».

1) «стояние на реке Угре»
2)  битва на реке Воже
3) Куликовская битва
4) битва при Молодях

Часть 2(В). Задания с кратким ответом
(следует указать открытый краткий ответ в виде имени, слова, даты,  сочетания букв или цифр)

 

Задание на установление последовательности событий.

  • выявляется умение определять хронологическую последовательность исторических фактов, явлений, процессов.

1.  Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) стояние на реке Угре                                    
2) битва на реке Калке
3) первое летописное упоминание о Москве
4) основание Троицкого монастыря Сергием Радонежским

2.  Расположите следующие термины в хронологической последовательности их появления. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Государственная Дума
2) Боярская Дума
3) Земские соборы
4) Сенат

3. Расположите в хронологическом порядке вхождение в состав России следующих территорий. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) левобережная Украина
2) Правобережная Украина
3) Астраханское ханство
4) Казанское ханство

4. Расположите имена названных иконописцев в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Феофан Грек
2) Симон Ушаков
3) Дионисий
4) Андрей Рублев

Задание на систематизацию фактов, понятий

 Проверяются следующие элементы подготовки выпускников:

  • Систематизировать, обобщать материал на основе знаний, понимания исторического процесса.
  • Определять взаимосвязь событий, явлений, процессов.

1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧАСТНИК                                                                                  СОБЫТИЕ                                                                                                                   
A) Александр Пересвет                                    1) освобождение Москвы
Б) Дмитрий Пожарский                                    2) Куликовская битва
B) Петр Румянцев                                             3) морское сражение у мыса Гангут 4) Семилетняя война

2. Установите соответствие между понятиями и периоды, с которыми они связаны. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующие элементы из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Запишите в таблицу выбранные цифры.

ПОНЯТИЯ                                                               ПЕРИОДЫ
A) перестройка                                               1) 1945—1953 гг.
Б) десталинизация                                          2) 1953—1964 гг.
B) сталинизм                                                   3) 1965—1985 гг. 4) 1985—1991 гг.

Задание на группировку фактов, понятий

Для выполнения этого задания выпускник должен овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Группировать исторические события по заданному признаку.
  • Группировать характерные черты исторического процесса и явления.

1. Какие  два из перечисленных ниже понятий возникли в ходе Великих реформ 60—70-х гг. XIX в.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) земства
2) министерства
3) мировые посредники
4) рекрутчина
5) вольные хлебопашцы

2. Какие битвы Великой Отечественной войны связаны с понятием «коренной перелом»? Укажите две битвы из предложенных пяти.
1) битва под Москвой
2) Сталинградская битва
3) Смоленское сражение
4) Курская дуга
5) битва за Кавказ

Задание на поиск информации в источнике

Проверяются следующие элементы подготовки выпускников:

  • Находить ответ на вопрос по нескольким признакам (упоминаемым датам, именам, событиям и др.) в историческом документе на основе предложенного заданием критерия

1. Прочтите отрывок из статьи Е.И. Суворовой и напишите, какое название закрепилось за членами кружка, чьим идейным вдохновителем был В.В. Стасов.
«В.В. Стасов был непосредственным участником творческой жизни членов кружка, активным деятелем их музыкальных собраний, их ревностным поклонником и слушателем, их советчиком, помощником и вдохновителем... Это он посоветовал М.А. Балакиреву написать музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», предложил М.П. Мусоргскому сюжет «Хованщины», Н.А. Римскому-Корсакову — сюжет «Садко» и сказки «О царе Салтане», А.П. Бородину — «Князя Игоря».

Ответ:________________________

2. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите пропущенный в тексте год.

«Смещение Н.С. Хрущева в октябре _____года считаю самым настоящим «дворцовым переворотом»... В партии и стране практически не ощущалось недовольства этой незаконной акцией... Наоборот, почти повсеместно она была встречена с одобрением, а то и с радостью...»

Ответ:_______________________