Тренировочные задания по истории для подготовки к ГИА Часть 3 (С)

Уварова Е.В.

 

Тренировочные задания по истории для подготовки к ГИА Часть 3 (С).

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности с развернутым ответом

 

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности с развернутым ответом, предполагающие анализ исторического источника (С1, С2), обобщенную характеристику значимых исторических событий, явлений, процессов (С3, С4). К заданиям высокого уровня сложности относят задания, с которыми могут, по результатам апробационного тестирования и педагогической экспертизы, успешно справляться 30%–40% выпускников с отличной  подготовкой. Максимальный балл за выполнение этой части работы – 7 баллов.

Таблииа 2. Распределение заданий по основным отделам курса истории

Разделы

Число задании

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Задания,   предусматривающие анализ источника (относятся к разным разделам курса)

 

 

2

Задания с развернутым ответом (относятся к разным разделам курса)

 

 

2

Итого:

20

7

4

 

Рекомендации по  подготовке к экзамену 2011 г.

 

Целесообразно акцентировать внимание на работу с историческими источниками с учетом того, что все три части экзаменационной работы включают источники разного уровня сложности.
Желательно применение проблемного подхода при изучении таких важных вопросов, как эволюция государственного строя России от древности до современности, процессы модернизации, становление и эволюция социальной структуры Российского общества, роль личности в Отечественной истории, эволюция взаимоотношений власти и общества, процесс становления новой демократической России и др. Освещение этих проблем необходимо осуществлять в тесной связи с мировыми событиями, явлениями, процессами, что позволит выделить общее и особенное в эволюции разных обществ, подчеркнуть национальную специфику страны.

Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников сложных познавательных умений, необходимых для выполнения заданий части 3(С). С помощью этих заданий проверяется широкий круг исторических знаний и умений экзаменуемых, то, насколько они владеют основными видами деятельности, присущими историческому познанию. Задания С1, С2 проверяют сформированность умения проводить комплексный анализ исторических источников; задания С3, С4 – систематизировать материал, давать обобщенную характеристику исторических явлений, процессов, например, характеристику значительных исторических движений (становления и развития государства, социальных движений и т.п.) или масштабных событий (войны, преобразования и др.).

Ученикам важно понимать сущность требования «дать развернутый ответ» (представлять, насколько ответ может и должен быть развернутым). Развернутый ответ при выполнении заданий части 3 (С) должен показать способность выпускника четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Экзаменуемый не должен воспринимать данную формулировку как предложение написать как можно более развернутый ответ. Ему следует в нескольких предложениях или тезисах раскрыть самые существенные элементы ответа в точном соответствии с заданием (например, назвать несколько причин или следствий какого-либо события, явления, процесса). Для этого нужно очень внимательно прочитать задание и уяснить его основные требования.

Форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно выпускники владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в заданиях с выбором ответа или кратким ответом, оценить индивидуальную подготовленность выпускника. Таким образом, задания этого типа обеспечивают, во-первых, комплексный характер проверки, во-вторых, не только количественную, но и качественную дифференциацию ответов учащихся, в-третьих, позволяют проверить наиболее существенные элементы исторической подготовки выпускников. Они играют важную роль в выявлении образовательных достижений экзаменуемых по предмету, в определении степени их владения историческим материалом, сформированности умений применять знания для решения поставленных задач.

Задания на анализ исторического источника (С1, С2)

1. «20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских
<…> Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в воскресенье <…> 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на татар <…> Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались
с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами…».

 

С1.О каком сражении идёт речь? Назовите год этого события. Каков был итог этого сражения?
С2.Назовите не менее трёх имён участников этого сражения.

2. «Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против в них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

С1. Когда происходила агрессия немецких рыцарей против русских земель? Какие действия предпринял князь Александр для отражения немецкой агрессии?
С2.   Чем завершилась битва на Чудском озере?  Привлекая знания из курса истории, отметьте, в чем состояло историческое значение побед князя Александра Ярославича.

3. Из записок Е.Р. Дашковой

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть (...) Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков <...> Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами...».

С1.   О каком правителе идет речь?   Какие черты личности правителя отмечены в тексте документа?
С2.   Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, самобытного характера предков?

4. «Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов... Граф Сегюр был прав, когда записал: «Эта деятельность была беспредельна».

С1. О каком монархе идет речь в документе? На какое время приходится его правление?
С2. Какими достижениями в области внутренней политики ознаменован этот период? Приведите 2—3 примера.  Используя знания по истории, назовите основные внешнеполитические достижения этого периода. Приведите 2—3 примера.

5. Из работы историка Е. Тарле «Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской.

И когда Наполеону в ночь и после битвы доложили, что 47 его генералов убиты или тяжело ранены, что несколько десятков тысяч солдат его армии лежат мертвые или раненые на поле битвы, когда он лично убедился, что ни одно из данных им до сих пор больших сражений не может сравниться по ожесточению и кровопролитию с Бородином, то (хотя это тоже не помешало ему провозгласить Бородино своей победой) он, одержавший на своем веку столько настоящих, бесспорных побед, не мог, конечно, не понимать, что если Лоди или Риволи, или битву под пирамидами, или истребление турецкой армии под Абукиром, или Маренго, или Аустерлиц, или Йену, или Фридланд, или Ваграм можно назвать победами, то для Бородина нужно придумать какое-нибудь иное определение».

С1.  В ходе какой войны произошли описанные в документе события?   Как М.И. Кутузов оценивал итоги Бородинского сражения для русской армии?
С2.   Какое решение и почему было принято М.И. Кутузовым?    Чем Бородинское сражение для французов отличалось от других, выигранных Наполеоном?
 

6. «Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Великого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процесса. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных преимуществ во благо России».

С1. О ком идет речь в документе?  Какими чертами личности примечателен. Приведите не менее 2-х положений.
С2. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.) О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?
 

7. «Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем анархистам, но полагаем, что осуществление анархических идеалов во всей их полноте в данный момент невозможно. Мы решаемся написать на своем знамени исторически выработанную формулу «ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ». Эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота.

Все внимание революционной партии должно быть устремлено: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера; 2) ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать силу государства, без чего,, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания».

С1. К какому общественно-политическому движению относится устав созданной организации?  Когда была создана эта организация?
С2. Какие задачи поставлены в программе членами организации?  Используя знания по истории, отметьте, какова судьба этой организации?

8. Из допроса бывшего командующего Черноморским флотом

«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной Думы, и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что все идет к благу родины, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым, и что он просит меня принять меры, чтобы не было никаких осложнений и эксцессов...

Затем совершенно неожиданно я получил телеграмму от Алексеева, в которой он сообщал текст телеграммы за подписью главнокомандующего и командующих армиями... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре и это недоразумение разъяснилось, когда пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Получивши эту телеграмму, я ... собрал команды на моем флагманском судне... Когда они собрались, я прочел манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила свое существование и наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведем войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».

С1.   К какому году относятся события, описанные в тексте? Какое название получило сформированное в результате этих событий правительство?
С2.   Укажите не менее двух причин «несостоятельности» прежнего правительства. Как допрашиваемый определил свою позицию к новому правительству? Почему именно так?

9. Из статьи западного историка Б.Л. Гарта

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады [города] линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжелых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им все дороже и приносил все меньше результатов.

Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники [города] неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников [города] достигло предела, но они выстояли».

С1. Укажите название города, о котором говорится в статье.   К какому году относится описываемая ситуация?
С2. На основе текста и знаний из курса истории укажите не менее двух проблем, с которыми столкнулись защитники города.  На основе текста и знаний из курса истории . укажите не менее двух причин, по которым выстояли защитники города.

10. Из заявления советского правительства «После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии.

 Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны.
Требование трех держав — Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией...
Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к заявлению союзных держав от 26 июля сего года. (...)
Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией...»

С1.   К какому году относится заявление?    В ходе какой войны оно было сделано?
С2.   Назовите не менее двух причин указанного в заявлении решения правительства СССР.  Укажите, какие две территории вошли в состав СССР в результате реализации указанного решения.

11. «Вполне определенно начиналось формирование образа нового противника (взамен нацизма, поверженного и признавшего свое поражение). В марте этот процесс получил мощный импульс. Сначала образ былой жестокости на пропагандистском уровне продемонстрировал Черчилль в Фултоне, а затем Сталин в ответах иностранным корреспондентам. Первый говорил о железном занавесе, контроле Москвы, о политическом режиме в СССР и ряде других стран, где не соблюдаются принципы демократии. Второй, не стесняясь в выражениях, приравнивал недавнего союзника к поджигателям войны, говорил, что он призывает к нападению на СССР».

С1.Когда были сделаны приведенные в тексте высказывания политических деятелей?
Какое название получил период международных отношений, начало которому было положено в описанное время? В какие годы этот период завершился?
С2.Почему началось «формирование образа врага» в странах, участвовавших совместной борьбе против нацизма? Укажите любую из причин.
Какие изменения произошли в отношениях между бывшими союзниками в эти годы? Приведите пример этих изменений.

12. Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка*
При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.  Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
С2. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.  Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

13. Из книги советского руководителя

«Российское руководство тяготил какой бы то ни было центр. Оно действовало по принципу: сейчас или никогда. Вот где корни того, что произошло в Минске, в Беловежской Пуще...
Первые дни декабря были наполнены тревогой. Не только журналисты, но и зарубежные государственные, общественные деятели искали контактов со мной.
Они хотели знать, что происходит и какая судьба ждет те грандиозные начинания, которые оказали огромное воздействие на всю мировую ситуацию. Больше того, они искали в моих оценках подтверждения надежды, что не пойдет все прахом. И наверное, правильно полагали, что от моего поведения в этот драматический момент многое зависело для сохранения элементов стабильности, мирного характера бурных процессов.

3 декабря мне позвонил канцлер Германии Гельмут Коль. Мы — друзья. И разговор, как всегда, был предельно откровенным. Характерны и вопросы, которые затрагивались. Скажи, спросил он, как у вас в действительности обстоят сейчас дела? Я ему ответил, что в ближайшие дни и недели предстоит решить кардинальнейшие вопросы, связанные с подписанием нового Союзного договора и практическим началом широкомасштабных экономических реформ...

Главная мысль при этом состоит в том, чтобы не свести все реформы только к повышению цен... И самое важное — всем республикам действовать сообща».

С1.  Назовите фамилию автора воспоминаний.    К какому году относятся воспоминания?
С2.   Укажите не менее двух причин кризиса, описанного в воспоминаниях.   Укажите основной итог описанного кризиса

Задания на обобщенную характеристику фактов, явлений, процессов (С3, С4)

С3.  Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной Радой в XVI в.
С4.  Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).

С3.Назовите три итога внешней политики России во второй половине XVIII в.
С4.Приведите два примера военных побед России во второй половине XVIII в.

С3.   Назовите не менее трех направлений развития русской культуры XVIII в.
С4.   Приведите не менее двух примеров памятников

С3. Назовите основные итоги (не менее 2-х) внешней политики России в царствование  Александра I.
С4. Приведите примеры (не менее 2-х) военных успехов России этого периода.

С3. Объясните, что позволило А.С. Пушкину назвать первый период царствования Александра I — «дней Александровых прекрасное начало»? Укажите не менее трех аргументов.
С4. Приведите примеры (не менее двух) проведенных в этот период преобразований.

С3.   Назовите не менее трех причин Крымской войны.
С4.   Укажите не менее двух ее результатов.

С3.   Назовите не менее трех причин проведения реформ 60-70-х гг. XIX в.
С4.   Приведите примеры (не менее двух) проведенных реформ.

С3. Назовите не менее двух целей царского правительства в Первой мировой войне.
С4. Приведите примеры не менее двух военных операций, крупных сражений Первой мировой войны, в которых участвовали русские войска.

С3.   Укажите не менее двух итогов внутрипартийной борьбы 1920-1930-х гг.
С4. Назовите не менее двух партийных деятелей, участвовавших в борьбе за лидерство в этот период.

С3.Какие вопросы обсуждались на международной Тегеранской конференции, проходившей в 1943 г.? Назовите не менее трёх вопросов.
С4.Приведите примеры других международных конференций глав держав
СССР, Великобритании и США в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Укажите даты их проведения

С3. Укажите не менее двух характерных черт внешней политики периода второй половины 1960-х - середины 1970-х гг.
С4. Приведите не менее двух примеров международных договоров, подписанных СССР в этот период.

С3. Укажите не менее двух задач реформирования политической системы СССР, ставившиеся партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в период перестройки.
С4. Приведите не менее двух примеров реформ политической системы СССР в период перестройки.