Мои привычки и мои поступки

О.Л. Чуприна



МОУ СОШ №24.
ГИМЦ г. Владимир

Мои привычки и мои поступки

(игровое профилактическое занятие)

 

Цели и задачи занятия

  • Формировать представление о привычках в жизни человека.
  • Научить воспитанников оценивать свои поступки.
  • Проанализировать привычки, укрепляющие здоровье.
  • Способствовать формированию представления у детей о связи поступков и привычек.

Ход занятия
Занятие начинается с обсуждения понятий  «что такое хорошо» и « что такое плохо».

Игра «Воздушные шарики»

Педагог называет плохие и хорошие поступки, ребята записывают их в один из нарисованных в Дневнике здоровья шаров, а затем раскрашивают цветными фломастерами или карандашами.

Список поступков:

  • Помогать старшим;
  • делать зарядку;
  • разговаривать во время еды;
  • убирать постель;
  • складывать на место игрушки, учебники, одежду; постоянно жевать жвачку;
  • смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания;
  • не доводить дело до конца;
  • чистить зубы;
  • самостоятельно готовить домашние задания.
Важно дать детям возможность самим назвать поступок, оценить его и объяснить, почему они сделали именно такой выбор.

Далее с ребятами обсуждаются поступки литературных героев сказки

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Что произошло с планетой, на которой жил Лентяй?

- Есть такое твёрдое правило, сказал мне позднее Маленький принц,Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно нужно каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов молодые ростки у них почти одинаковые... Если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил Лентяй. Он не выполол вовремя три кустика...
Дети рассказывают о хороших поступках, которые они совершили за последнее время. Педагог поддерживает желание ребят совершать хорошие поступки, т.е. совершая их, человек вырабатывает полезные привычки, а для этого необходимо прикладывать усилия, стараться. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной еще сложнее. Это требует от человека проявления твердости, силы воли. Хуже всего то, что вредные привычки одного человека (например, курение) наносят вред здоровью не только ему самому, но и окружающим его людям. Привычка — это то, что ты делаешь постоянно.

Педагог предлагаем вспомнить детям поговорку: «Привычка — вторая натура» и они пытаются объяснить ее смысл. Ребят просят перечислить привычки, которые они наблюдают у своих сверстников или знакомых взрослых. Если среди привычек названы курение или употребление алкоголя, то напоминаем, что по мере потребления табака и алкоголя развивается сначала привычка, а затем - зависимость (болезнь).
Обращается внимание детей на то, что отказаться от курения и употребления алкоголя человеку, имеющему привычку, а тем более попавшему в зависимость, очень трудно. Например, большинство курящих людей (75%) хотели бы бросить курить, но не могут.

Дети делают вывод, что самый верный способ - не иметь привычки курить или пить — это никогда не начинать.

Занятие продолжается; ребята  выполняют задания, предлагаемые педагогом.
 

  • Участникам занятия предлагается записать ответы на листе, разделив его на две части:

Плохие привычки                  Хорошие привычки


Обсуждаем привычки, выслушиваем всех, желающих высказаться. Сообщаем детям, что привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные (грызть ногти, читать лежа, обманывать) и хорошие или полезные привычки (аккуратность, делать зарядку, не опаздывать). Одни привычки приходят со временем, другие появляются, третьи остаются с человеком на всю жизнь.

  • Отряд делится на четыре группы. Две группы обсуждают плохие привычки, а две — хорошие. Заслушиваются выступления групп, обсуждав-ших вредные привычки. Подчеркивается, что вредные привычки не только наносят ущерб здоровью, но и портят отношения с людьми, так как могут раздражать окружающих.
    Затем заслушиваются высказывания групп, обсуждавших хорошие привычки. Подчеркивается, что человек, имеющий полезные привычки, реже болеет, с ним приятно общаться, так как подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих.
  • Предлагается прочитать список привычек, выбрать из списка полезные привычки и поставить напротив каждой знак «плюс»; а затем выбрать из списка вредные привычки и поставить напротив каждой знак «минус». (Если ребенок не знает, какая это привычка, то должен поставить знак вопроса.)
 

Список привычек: спать с открытой форточкой, обманывать, умываться, чистить зубы, сутулиться, грызть ручки, карандаши, ногти, класть вещи на место, откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, делать зарядку, опаздывать в школу, говорить правду, лениться, читать лежа, убирать за собой игрушки, учебники, мыть за собой посуду, помогать родителям, драться, выполнять режим дня, регулярно учить уроки, бросать мусор, где попало, кричать и т.д.

Педагог подводит детей к выводу о том, что существуют разные привычки: вредные и полезные. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек, а полезные привычки можно и нужно развивать в себе.