Владимир – мой город во времени и пространстве: от краеведческого конкурса к краеведческому музею.

Локтионов Е.Г.

Владимир – мой город во времени и пространстве:
от краеведческого конкурса к краеведческому музею

 

Городской открытый краеведческий конкурс «Знай и люби родной Владимир», несмотря на свой статус и широкое участие в нем жителей города всех возрастов («от школьника до старожила»), рассчитан, в основном,  на молодежную (преимущественно школьную) аудиторию.
Исключение составил лишь первый конкурс «А.С. Пушкин и Владимирский край», который проходил в февралемарте 1999 года и был посвящен 200летию со дня рождения поэта.

Но уже второй конкурс (он был посвящен 780летию со дня рождения великого князя владимирского Александра Невского)  и все последующие по времени проведения были приурочены к очередному учебному году (начинались осенью и заканчивались весной). Число участников второго конкурса (1999/2000 г.) сразу же возросло в пять раз по сравнению с первым, и, в дальнейшем, продолжало увеличиваться. До 75% присланных на конкурс работ были выполнены индивидуально или в составе обще­школьных команд, команд школьных классов и краеведческих кружков, внешкольных объеди­нений, а также в составе семейных команд.

Третий конкурс (2000/2001г.) уже «традиционно» был посвящен выдающимся людям нашей страны, связанным с Владимирским краем. На этот раз он посвящался военачальникам – генералу Н.Г. Столетову, генералиссимусу А.А. Суворову и адмиралу М.П. Лазареву.

Стало очевидным, что тематика проводимых краеведческих конкурсов не отвечает его названию «Знай и люби родной Владимир». Знания о родном го­роде приобрели однобокий характер. Это напоминало «краеведческий музей» с единственной экспозицией о замечательных россиянах и нашем крае.

Возникшая аналогия (сравнение тематики конкурсов с разделами виртуального краеведческого музея) позволила не только без труда определить тематику четвертого конкурса, но и на его основе разработать Концепцию открытого городского краеведческого конкурса «Знай и люби родной Владимир».

Уже 50 лет, как во Владимире нет краеведческого музея. В 1958 году на  базе областного краеведческого и Суздальского художественного музеев был образован ВладимироСуздальский историкоархитектурный и художествен­ный музейзаповедник. Но по опыту многочисленных краеведческих музеев других городов известно, что все они открываются экспозициями о природе края.

Итак, темой четвертого конкурса стала природа города Владимира. Именно она во многом помогла упрочению позиций конкурса. До этого краеведческий конкурс о городе, самого города, можно сказать, и не касался. Теперь же главным героем конкурса «Знай и люби родной Владимир» становился именно город во всех его проявлениях. Участники должны были раскрыть тему не иначе, как выразив свое отношение к городу, как ко второй природе, создаваемой человеком и являющейся основной средой его обитания.

Участники конкурса должны были прийти к пониманию того, что природа города (в значении «сущность города») тесно связана с геогра­фическим положением и природными особенностями местности, в которой он когдато возник. Они должны были понять «шифр», которым записана истинная история города, и отыскать ключ к нему.

Участник конкурса должен был увидеть город во времени и простран­стве. На это были нацелены вопросы и дополнительные задания всех последующих конкурсов, а тема юбилейного десятого конкурса так и была сформулиро­вана: «Владимир – мой город во времени и пространстве».

«Да здравствует Город! Да здравствует город Владимир!» Если в итоге четвертого конкурса в душах его участников не родится этот восторженный лозунг, пятый конкурс можно не проводить, так решили члены жюри конкурса.

Пожалуй, никакая другая тема не может так легко раскрыть суть города, как тема городской природы. Здесь следует пояснить, что о природе города чаще всего пишут антиурбанисты – противники городов. Они живут в городах, но при этом считают, что города губят естественную природу, и лучше бы их на земле не было. Но такое отношение к городам следует приравнять к геноциду всего человечества, к уничтожению человеческой цивилизации, особенно, если учесть, что сельскохозяйственные ландшафты столь же далеки от естественных природных ландшафтов, как и городские.

Сегодня и в обозримом будущем, за горизонт которого и не заглянуть, только в городе может быть создана красивая среда, обеспечивающая благоприятные условия для проживания человечества. Если, конечно мы ведем речь не об отдельных индивидуумах, а о 7580% населения развитых стран мира, которое живет сегодня в городах, и о 90% населения, которое будет жить в городах в ближайшее время.

Хотим мы этого или не хотим, но по объективным законам нашей цивилизации   физические и духовные силы индивидуума, его этические, социальные, философские и культурные устремления могут полностью раскрыться только в городе как основной среде обитания человека, в той второй природе, которая создается человеком в гармонии с естественной природой. А в городском сообществе   возможно возрождение и  укрепление  таких общечеловеческих понятий как дружба, любовь, понимание, солидарность, общительность, соборность. И эта гармония существует, чтобы иное не писалось на этот счет. Иначе современная цивилизация европейского типа давно исчезла бы с лица земли.

Следует подчеркнуть, что город с его парками, лесами и лугами, оврагами, реками, ручьями, озерами, прудами, дендрариями и ботаническими садами, зоопарками и живыми уголками, является средой обитания и для очень многих видов растений, животных и местом тесного контакта человека с ними. Было очень важно, чтобы участники конкурса пришли к своему пониманию природы города, сопоставляя различные точки зрения, думая и рассуждая.

Трудность четвертого конкурса заключалась в том, что значительная часть взрослого населения города находится в плену расхожих, но порой ошибочных представлений о городской природе. Что же говорить о школьниках?
Трудно объяснить даже вполне образованным людям, что пить воду из родника, расположенного в застроенной части города, также дико, как из лужи.
Трудно объяснить, что дерево в городе не должно «умирать стоя». Его нужно спилить задолго до того, как оно, ослабшее от возраста и болезней, рухнет в лучшем случае на проезжую часть, а не на головы прохожих.

Трудно объяснить, что газон – это хорошо задернованный участок земли с искусственно созданным сплошным травяным покровом, коротко и ровно постриженным. Во всех иных случаях это источник мусора, пыли и грязи, место произрастания сорных растений (в том числе аллергенов), и место обитания вредных животных, насекомых и болезнетворных организмов, то есть, вредное для города и его жителей «образование».

Все это можно понять, только отвечая на тактично поставленные вопросы  четвертого конкурса. Но, прежде всего, конкурс о природе города помог его участникам определиться с понятием город Владимир.

Первый вопрос конкурса (все вопросы конкурса традиционно развернутые), был сформулирован следующим образом: «За первые девять веков истории города его территория росла медленно и лишь с начала XX века стала быстро увеличиваться. Где сегодня проходит граница городской территории, и какова площадь города? Какие поселки, села, деревни вошли в городскую черту при расширении городской территории. Названия каких поселков, сел и деревень сохранились в названиях улиц, а какие полностью утрачены»?

Понятно, что без уяснения этого вопроса нельзя было вести речь о природе города Владимира.
Большую помощь участникам конкурса оказала изданная в 2001 году карта города Владимира с его новыми границами. Это была первая точная карта города, выпущенная в послевоенные годы (до этого издавались туристические схемы с минимальной информацией о городе).

Следует отметить, что каждый конкурс обязательно включал в себя хотя бы несколько вопросов, ответы на которые нельзя найти  в какой бы то ни было книге. Только серьезный краеведческий поиск мог привести к правильному ответу. Вот один из таких вопросов четвертого конкурса: «Всем известны владимирская речка Лыбедь и московская речка Неглинная. В чем сходство их исторической роли в жизни городов, в собственной судьбе? Мало кому известны две других городских речки. Одна из них соседствует с московской Неглинной, вторая – с владимирской Лыбедью, и носят они одинаковое название. Что это за речки? Расскажите, что вы знаете о соседке Лыбеди во Владимире»?
Первая часть вопроса почти ни у кого из участников конкурса не вызвала особых затруднений.

Владимир возник на эрозионном плато (на «холмах») между реками Клязьмой и Лыбедью, Москва – между реками Москвой и Неглинной. Они имели сходное оборонное и хозяйственное значение в жизни города. Оказавшись в центре крупного города, Неглинная в нижнем своем течении была взята в коллектор (в то время в Москве проживало около 250 тыс. чел.), верхнее течение реки с каскадами прудов еще долгое время было окружено садами и усадебной застройкой. Лыбедь была взята в коллектор, когда население Владимира составляло те же 250 тыс. чел. В верховьях Лыбеди до сих пор сохранились пруды, окруженные старыми фруктовыми садами.

Со второй частью вопроса справились немногие, но какое удовольствие они получили, изучая старинные карты Москвы и Владимира. Речкаблизнец носит имя Чечера. Водораздел между бассейнами владимирской Чечеры и Лыбеди проходит по улице Чайковского, поэтому они соседи. Семязино, Нижнее и Верхнее Сельцо, расположенные на берегу реки, сегодня входят в черту города Владимира. На Чечере и ее притоках построено множество небольших прудов, которые используются для полива садовых участков, она впадает в Содышку. При постройке плотины на Содышке низовье поглотило водохранилище, образовав залив длиной 0,7 км. Точно также в начале XIX века выглядела московская Чечера, которая впадала в водохранилище, образованное на Яузе.

Сегодня бассейн Чечеры в Москве застроен кварталами многоэтажных жилых домов. Примечательно, что согласно новому генеральному плану города Владимира на территории бассейна владимирской Чечеры также планируется многоэтажная застройка.
Подобный принцип сохранился во всех последующих конкурсах.

Так, например, тема пятого городского конкурса была посвящена «печально известной» «Владимирке». Было очень важно уйти от привычного у горожан представления о «Владимирке», как «этапной дороге». Нужно было показать ее частью сухопутных путей сообщения России, обеспечивавших связь города Владимира с другими городами страны. К сожалению, в этом случае сыграли свою роль стереотипы, и лишь некоторые участники конкурса увидели «Владимирку» в системе водных и сухопутных дорог России, раскрыли ее экономическое, политическое, военное и культурное значение, а также роль «Владимирки» в развитии города.

Однако в центре внимания была «Владимирка», как этапная дорога, пусть, самая известная, но всего лишь одна из 13 дорог России, носивших официальный статус «этапной дороги». Она была показана в исторических очерках, картинах, литературных произведениях, народных песнях, фильмах, и в сохранившихся пословицах и поговорках. Участниками конкурса была составлена схема всего этапного пути от Москвы до Нерчинских рудников со всеми ее этапами и полуэтапами.

Особое внимание следует обратить на вопрос пятого конкурса о кандальных дорогах в других странах мира. Участниками конкурса были подробно (в том числе в сравнении с «Владимиркой») были описаны кандальные дороги, по которым гнали на каторгу преступников из Велико­британии: от атлантического побережья Северной Америки в Вирджинию, Северную и Южную Каролину;  в Австралии – от Перта до СаутернКросса и от Брисбена до ДарлингДауса. Франция гнала своих политических преступников, в том числе участников Парижской Коммуны, в Новую Каледонию, уголовников – во Французскую Гвиану. Вспомнили  и амери­канскую «Дорогу слез», по которой гнали индейцев во время их принудительного переселения с востока страны на запад, в Оклахому.

Ответы на эти вопросы включали в себя рассказ о том, как сегодня некоторые из кандальных дорог зарубежных стран превращены в настоящие музеи под открытым небом, рассказывающие о печальных страницах истории этих стран. В них приводятся примеры возможных туристических маршрутов по «Владимирке», включая воссоздание этапных изб и пр.

Ответы на вопросы конкурса стали приходить из городов и поселков области, а затем и из городов некоторых других областей. На основании этого конкурс получил статус «открытого».
Высшим достижением конкурса «Знай и люби родной Владимир» явилось  признание Владимира исторической столицей Русского государства не только участниками конкурса, но и всем городским сообществом.

Путь до признания за городом Владимиром права называться исторической столицей России еще не завершен. В ходе седьмого конкурса «Исторические столицы: Киев, Владимир, Москва, СанктПетербург» стольный град Владимир XIIXIV вв. сопоставлялся и сравнивался с Киевом XXI вв.,  Москвой XVXVII вв., СанктПетербургом  XVIIIXIX вв. И это сравнение оказалось в пользу Владимира, как центра сохранения культуры, веры и традиций древней Руси, центра становления современной русской государственности и русской нации, первого центра общерусского летописания.

Независимо друг от друга участники конкурса представили свои обоснования того, что Владимир должен получить официальный статус исторической столицы России. Были собраны сотни подписей в поддержку этого предложения и подготовлены проекты писем и обращений к Президенту России, Правительству страны и Федеральному Собранию РФ о придании Владимиру этого статуса.

В работах девятого конкурса «Владимир – историческая столица России: вчера, сегодня, завтра» город с более чем 1000летней историей зримо предстает перед нами укрепленным центром одного из финноугорских племен, древнеславянским языческим поселением, крепостьюцитаделью православия на границе СевероВосточных земель Киевской Руси, столицей самого мощного русского княжества XIIXIII вв. и главным городом Руси, рядовым городом в составе Московского государства, но долго хранившим свое былое величие и значение, как одного из важнейших религиозных и духовных центров нарождающейся России, центром провинции, наместничества, губернии и, наконец, современным Владимиром и городом, устремленным в будущее.

Конкурс «Знай и люби родной Владимир» обязательно должен продолжиться и не только на общегородском уровне, но и на уровне меж­школьных и школьных конкурсов. Определяя тематику будущих конкурсов может помочь создание «виртуального краеведческого музея», который все еще остается без традиционных «экспозиций» о доисторических временах, об этнографии угрофинских и славянских племен, живших здесь в первом тысячелетии нашей эры, об истории войн, ополчений, народных восстаний и революций на территории края, об экономике края, его городах, поселках, селах и деревнях, о ремеслах,  промыслах и народном творчестве, о вкладе Владимира в достижения российской и мировой науки и техники, о Владимире – туристическом центре общемирового значения.

Оргкомитет и жюри конкурса приняли предварительное решение не проводить XI общегородской открытый краеведческий конкурс «Знай и люби родной Владимир» в 2008/2009 г, а перенести его на 2009/2010 г., направив усилия на проведение в этом учебном году школьных краеведческих конкурсов о Владимире и на разработку новой концепции общегородского конкурса.