Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе

Тема консультации «Итоговая аттестация-2009: ЕГЭ по русскому языку и литературе; новая форма итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе»


Остается менее месяца до дня проведения Единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе. 29 мая наши выпускники по уже отлаженной схеме придут на пункты приёма экзамена. Посещение ряда образовательных учреждений показало, что в целом работа по подготовке к этому испытанию выпускников проведена достаточно объемная и разносторонняя.  


В логике нашей консультации мы обратимся к вопросам, связанным с Единым государственным экзаменом по литературе, который будет проходить 1 июня.

В отличие от экзамена по русскому языку опыта проведения ЕГЭ по литературе ни в городе, ни в области не было. Поэтому трудности при подготовке к этому испытанию могут испытывать и учителя и ученики. Число выбравших ЕГЭ по литературе по городу ≈ 108 человек. Знакомство с демоверсией-2009 показывает, что, несмотря на изменения в содержании, по сравнению с прошлым годом, работа остается достаточно сложной и объемной. Безусловно, без знания текстов художественной литературы и литературоведческих понятий, без умения привлекать литературный контекст, без надлежащих навыков цитирования справиться с заданиями ЕГЭ очень сложно.


Учителю на последнем этапе подготовки рекомендуется вместе с учащимися, изъявившими желание сдавать этот экзамен, ещё раз внимательно перечитать критерии оценивания заданий с развернутым ответом (а их получается целых 5: С1-С4 и С5) и посмотреть, насколько пробные работы учащихся соответствуют этим критериям. Желательно обратить внимание учащихся на следующие моменты:

  • Задания С1 и С3 требуют от учащегося лаконичного, но точного ответа. Здесь Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ. В зависим ость от конкретного вопроса, содержащегося в задании, основной тезис, содержащийся в ответе, может быть свободным изложением материалов учебных пособий или представлением собственной аргументированной точки зрения экзаменуемого.
  • Выполнение заданий С2 и С4 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5-10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Это, по существу, проблемный вопрос, который требует рассмотрения художественного текста в определенном литературном контексте. Термином «контекст» в литературоведении обозначают «осмысленные воспринимающим сознанием текстовые связи и соотношения, позволяющие судить о стилистических, содержательных, эстетических и иных особенностях произведения как в пределах данного текста, так и в сопоставлении с другими текстами в синхроническом и диахроническом аспектах» (Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А.Н. Николюкина, М.: НПК «Интелвак», 2001). Для успешного выполнения этого задания ученик должен владеть умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства, т.е. часть истории человеческой цивилизации.
  • Объем заданий С1-С4 - 5-10 предложений. Однако учащийся может дать полный и точный ответ и в тексте меньшего объема, но при этом предложения должны представлять собой сложные конструкции. Все предъявляемые в критериях требования должны быть соблюдены.
  • Объем задания с развернутым ответом в части С5 значительно больше. Чем в заданиях С1-С4. Здесь, выбрав один из предложенных вопросов, выпускник должен продемонстрировать глубину и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе; уровень владения теоретико-литературными знаниями; обоснованно привлечь текст произведения; последовательно и логично изложить свои мысли, соблюдая при этом речевые нормы. Ученикам рекомендуется напомнить, что соблюдение речевых норм дает оценивается 3 баллами, при этом и речевые и грамматические ошибки учитываются равноценно.

Понимание основной проблемы – важнейшее условие успешного выполнения задания с развернутым ответом. Минимально достаточным считается умение обнаружить проблему (понять, в чем заключается познавательное противоречие) и дать ответ на поставленный вопрос (аргументировать основной тезис высказывания).
 

Тезисы выступления. Часть 2.