ГИА по русскому языку в 9-ых классах

Тема консультации «Итоговая аттестация-2009: ЕГЭ по русскому языку и литературе; новая форма итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе»


Остается менее месяца до дня проведения Единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе. 29 мая наши выпускники по уже отлаженной схеме придут на пункты приёма экзамена. Посещение ряда образовательных учреждений показало, что в целом работа по подготовке к этому испытанию выпускников проведена достаточно объемная и разносторонняя.


Заключительная часть консультации будет посвящена ГИА по русскому языку в 9-ых классах.
   

  • Первое, на что хочется обратить внимание, это изменения в критериях оценивания части С2.2
БЫЛО
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)
Баллы
С2К1
Понимание смысла фрагмента текста
 
 
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста.
1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.
СТАЛО

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)
Баллы
С2К1
Понимание смысла фрагмента текста
 
 
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.
2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.
1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
экзаменуемый допустил 2 или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

БЫЛО

С2К2
Наличие примеров-аргументов
 
 
Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.
3
Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.
2
Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примеров-аргументов данную в задании цитату / часть данной в задании цитаты.

СТАЛО

С2К2
Наличие примеров-аргументов
 
 
Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.
2
Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.
1
 
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

БЫЛО

ФК1
Фактическая точность изложения и сочинения-рассуждения
 
 
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет.
2
Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов.
1
Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста,
и/или
есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов.

СТАЛО

ФК1
Фактическая точность сочинения-рассуждения
 
 
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.
2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.
1
Допущены 2 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.

Рекомендуется с учениками разобрать данные изменения, чтобы они могли понять, какие требования им предъявляются.

  • Анализ контрольных работ показывает, что написание сжатого изложения все ещё остаётся довольно трудным заданием для 3-17% учащихся. Особенно сложным является сам процесс сжатия текста. Поэтому рекомендую учителям обратиться к материалам журнала «Русский язык в школе» № 3, 2009 г., где в статье И.Н. Добротиной «Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению» содержится перечень приемов компрессии текста и упражнения, позволяющие выработать у учащихся умение информационной переработки текста.
  • В этом же номере журнала можно познакомиться со статьей Л.С. Степановой «Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения». В статье анализируются результаты ГИА по русскому языку в IX классах, указывающие на недостаточный уровень развития письменной речи выпускников основной школы, и определяются пути преодоления этой проблемы.
  • Задания части А, как правило учащиеся выполняют достаточно успешно, хотя задание А5, проверяющее умение учащихся видеть текст как продукт речевой деятельности и определять смысловую и композиционную целостность текста, вызывает у 13-38% учащихся определенные затруднения. Возможно, имеет смыл поработать с учащимися с текстами малого объема, чтобы ученики могли определить взаимосвязь предложений в тексте: когда одно предложение вытекает из другого или когда содержание второго противоречит содержанию первого предложения.
  • Так как пунктуационные ошибки превалируют в письменных работах учащихся, это также находит отражение в выполнении заданий части В, где требуется определить правильность постановки знаков препинания, то рекомендуется на последнем этапе усилить повторение изученных пунктограмм через выполнение синтаксического разбора разного вида предложений.

Тезисы выступления. Часть 3