педагогический коллектив
МОУ СОШ №34
г. Владимир
Понятия, цели и задачи
ППМС сопровождения образовательного учреждения
Изменения, в течение последних лет происходящие в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения учащихся внутри образовательного учреждения. Как показывает практика, оно позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
Под сопровождением развития ребенка понимается метод взаимодействия специалистов с ребёнком, направленный на решение или предупреждение возникновения проблем его развития.
Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка. Его основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, непрерывность, открытость, гуманизация, индивидуализация.
Считаем, что организация сопровождения в школе - необходимое условие эффективного обучения и воспитания ребенка, помогающаяосуществлять успешную адаптацию к школе не только детей, но и их родителей.
Служба ППМС сопровождения, созданная в МОУ СОШ №34 г. Владимира, помогает решать многие типичные для современной школы проблемы. Это то место, куда приходят ученики, родители, учителя, классные руководители и представители администрации за помощью, информацией и поддержкой, и команда специалистов (педагоги-психологи, учитель-дефектолог, медицинские работники, учитель-логопед, социальный педагог, учитель физкультуры), которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой, руководствуясь в своей работе основным принципом: «Всегда на стороне ребёнка!».
Перед службой ППМС сопровождения стоит ряд задач:
- проведение психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
- осуществление индивидуального сопровождения развития ребенка в самых разнообразных формах на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения;
- разработка и реализация комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска»;
- обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
- реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоциональноволевой сферах, сохранение здоровья учащихся;
- содействие обеспечению условий для интегрированного обучения в массовой школе детей, имеющих проблемы в развитии (классы выравнивания, компенсирующего обучения, классы и группы надомного обучения);
- осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также по вопросам выбора профиля обучения;
- распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Педагогика успеха является концептуальной основой деятельности службы ППМС сопровождения, а основными принципами работы специалистов - непрерывность; комплексный подход; мультидисциплинарность.
Основные направления работы специалистов
Службы ППМС сопровождения
-
Помощь в выборе образовательного маршрута.
-
Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
-
Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебной деятельности.
-
Сопровождение учащихся из социально-уязвимых семей с социально-эмоциональными проблемами, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
-
Пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
-
Обучение по индивидуальным планам.
С целью совершенствования содержания программ комплексного сопровождения учащихся на всех этапах обучения в школе, накопления и систематизации современных технологий сопровождения, информационного обеспечения учащихся педагогов и родителей, диагностического обеспечения сотрудников ППМС Службы сопровождения специалистами разработан и систематически пополняется информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК).
Информационно-методический и диагностический комплекс
(ИМДК)
Вид деятельности
|
Содержание
|
Информационное обеспечение
|
Инфотека
|
- Информация о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (классификаторы профессий, материалы с информацией о профессиях и учебных заведениях);
- ППМС-центрах города; службах социальной помощи; кризисных центрах, службах “Доверие”;
- логопедических центрах; центрах досуга и отдыха;
- общая информация по ППМС сопровождению в России и за рубежом.
|
Библиотека
|
Литература по педагогике, психологии, дефектологии и другим смежным дисциплинам; специальная подборка книг по темам:
- «Учителю»;
- «Классному руководителю»;
- «Специалисту»;
- «Ты не один» (ребенку и подростку);
- «Родителю».
|
Видеотека
|
Аудио- и видеокассеты, dvd-диски по направлению деятельности учреждения.
|
Диагностическое обеспечение
|
Тестотека
|
Систематизированная подборка различных тестов (диагностика чаще проводится по запросу).
Специалисты ППМС сопровождения работают по схеме:
- наблюдение за ребенком;
- обсуждение проблемы;
- решение вопроса: «Нужно ли тестирование?»
- Если да, то выбирается инструментарий.
|
Методический блок
|
Технологии, программы и методические разработки по ППМС сопровождению.
|
Инструментарий
|
- Карты
- индивидуальное сопровождение;
- ППМС сопровождение класса;
- изучение развития ребенка;
- диагностическая карта класса и др.
- профессиональные портфолио сотрудников.
|
Условия применения ИМДК
- Наличие школьной психологической службы, группы специалистов, осуществляющей комплексное непрерывное сопровождение.
Пользователи ИМДК
- специалисты ППМС службы сопровождения;
- учителя, классные руководители, администрация образовательного учреждения;
- учащиеся школы, родители;
- специалисты ППМС сопровождения района, города, области, студенты ВГУ, ВГГУ, педагогического колледжа.