Понятия, цели и задачи ППМС сопровождения образовательного учреждения

Данные об авторе
Автор(ы): 
педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №34, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
начальное общее образование
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
дополнительное образование детей
специальное (коррекционное) образование
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Логопедия
Педагогика
Психология
Целевая аудитория: 
Методист
Педагог-психолог
Родитель
Социальный педагог
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Психолого-педагогическое и медико-социальное (ППМС) сопровождение развития ребенка в образовательном процессе

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

г. Владимир

Понятия, цели и задачи
ППМС сопровождения образовательного учреждения

 

Изменения, в течение последних лет происходящие в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения учащихся внутри образовательного учреждения. Как показывает практика, оно позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
Под сопровождением развития ребенка понимается метод взаимодействия специалистов с ребёнком, направленный на решение или предупреждение возникновения  проблем его развития.
Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка. Его основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, непрерывность, открытость, гуманизация, индивидуализация.
Считаем, что организация сопровождения в школе - необходимое условие эффективного обучения и воспитания ребенка, помогающаяосуществлять успешную адаптацию к школе не только детей, но и их родителей.

Служба ППМС сопровождения, созданная в МОУ СОШ №34 г. Владимира, помогает решать многие типичные для современной школы проблемы. Это то место, куда приходят ученики, родители, учителя, классные руководители и представители администрации за помощью, информацией и поддержкой, и команда специалистов (педагоги-психологи, учитель-дефектолог, медицинские работники, учитель-логопед, социальный педагог, учитель физкультуры), которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой, руководствуясь в своей работе основным принципом: «Всегда на стороне ребёнка!».

Перед  службой ППМС сопровождения  стоит ряд задач:

  • проведение психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
  • осуществление индивидуального сопровождения развития ребенка в самых разнообразных формах на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения;
  • разработка и реализация комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска»;
  • обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
  • реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоциональноволевой сферах, сохранение здоровья учащихся;
  • содействие обеспечению условий для интегрированного обучения в массовой школе детей, имеющих проблемы в развитии (классы выравнивания, компенсирующего обучения, классы и группы надомного обучения);
  • осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также по вопросам выбора профиля обучения;
  • распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Педагогика успеха является концептуальной основой деятельности службы ППМС сопровождения, а основными принципами работы специалистов - непрерывность; комплексный подход; мультидисциплинарность.

Основные направления работы специалистов
Службы ППМС сопровождения

  • Помощь в выборе образовательного маршрута.
  • Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебной деятельности.
  • Сопровождение учащихся из социально-уязвимых семей с социально-эмоциональными проблемами, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
  • Пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
  • Обучение по индивидуальным планам.
С целью совершенствования содержания программ комплексного сопровождения учащихся на всех этапах обучения в школе, накопления и систематизации современных технологий сопровождения, информационного обеспечения учащихся педагогов и родителей, диагностического обеспечения сотрудников ППМС Службы сопровождения специалистами разработан и систематически пополняется информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК).
систематически пополняется информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК)
 

Информационно-методический и диагностический комплекс
(ИМДК)

Вид деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

Инфотека

  • Информация о школах, средних  профессиональных  и  высших  учебных  заведениях (классификаторы профессий, материалы с информацией о профессиях и учебных заведениях);
  • ППМС-центрах города; службах социальной помощи; кризисных центрах, службах “Доверие”;
  • логопедических центрах; центрах досуга и отдыха;
  • общая информация по ППМС сопровождению в России и за рубежом.

Библиотека

Литература по педагогике, психологии, дефектологии и другим смежным дисциплинам;  специальная подборка книг по темам:

  • «Учи­телю»;
  • «Классному руководителю»;
  • «Специа­листу»;
  • «Ты не один» (ребенку и подростку);
  • «Родителю».

Видеотека

Аудио- и видеокассеты, dvd-диски по направлению деятельности учреждения.

Диагностическое обеспечение

Тестотека

Систематизированная подборка различных тестов (диагностика чаще проводится по запросу).

Специалисты ППМС сопровождения работают по схеме:

  • наблюдение за ребенком;
  • обсуждение проблемы;
  • решение вопроса: «Нужно ли тестирование?»
  • Если да, то выбирается инструментарий.

Методический блок

Технологии, программы и методические разработки по ППМС сопровождению.

Инструментарий

  • Карты
  • индивидуальное сопровождение;
  • ППМС сопровождение класса;
  • изучение развития ребенка;
  • диагностическая карта класса и др.
  • профессиональные портфолио сотрудников.

 

Условия применения ИМДК

  • Наличие школьной психологической службы, группы специалистов, осуществляющей комплексное непрерывное сопровождение.

Пользователи ИМДК

  • специалисты ППМС службы сопровождения;
  • учителя, классные руководители, администрация образовательного учреждения;
  • учащиеся школы, родители;
  • специалисты ППМС сопровождения района, города, области, студенты ВГУ, ВГГУ,  педагогического колледжа.