Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное (ППМС) сопровождение в образовательном учреждении

Данные об авторе
Автор(ы): 
педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №34 г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
начальное общее образование
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
дополнительное образование детей
специальное (коррекционное) образование
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Логопедия
Психология
Целевая аудитория: 
Методист
Педагог-психолог
Родитель
Социальный педагог
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Положение о службе комплексного психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) сопровождения в образовательном учреждении - Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного ППМС сопровождения в образовательном учреждении.

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

г. Владимир

 

Положение о службе
комплексного психолого-педагогического и медико-социального
(ППМС) сопровождения в образовательном учреждении

 

Положение о службе комплексного психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) сопровождения в образовательном учреждении 

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного ППМС сопровождения в образовательном учреждении (далее – Служба) 
1.2. Деятельность Службы сопровождения позволяет

  • реализовать особый вид помощи обучающимся в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты их прав в условиях образовательного процесса;
  • оказывать содействие в разработке, реализации и мониторинге эффективности программ образовательного учреждения (в том числе инновационных и программ развития) с учетом создания благоприятных условий для развития детей;
  • создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медикосоциальных проблем обучающихся.

1.3. Служба является структурным подразделением образовательного учреждения, создающаяся в его рамках и предназначенная для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в данном учреждении. В Службу входят специалисты разного профиля: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учи­теля-дефектологи, медицинские работники, учителя физкультуры.
1.4.Руководство Службой осуществляет ее куратор, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, где четко определены функции всех специалистов. К деятельности Службы могут привлекаться учителя, классные руководители, воспитатели ГПД, родители обучающихся, руководители кружков (секций) и другие заинтересованные лица.
1.5. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", федеральными законами, указами и распо­ряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряже­ниями Правительства РФ, Владимирской области, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, муниципальных органов управления образования, настоящим Положением, Уставом образовательного учреждения.
1.6. Основными принципами работы Службы являются

  • приоритет интересов ребенка;
  • непрерывный и комплексный подход в организации сопровождения;
  • работа по методу междисциплинарной команды;
  • рекомендательный характер оказания помощи и услуг.

 

II.  Цели и задачи Службы сопровождения

2.1. Цель деятельности Службы в образовательном учреждении заключается в организации психолого-медико-социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
2.2. Задачи Службы сопровождения

  • Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благопри­ятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  • Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  • Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  • Участие специалистов Службы в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  • Развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
  • Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  • Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  • Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  • Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
  • Участие специалистов Службы в психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов; в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.

 

III.  Организация деятельности Службы сопровождения

3.1. Состав специалистов Службы определяется особенностями образовательного учреждения.
3.2. Специалисты Службы организуют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями и принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения.
3.3. Основными направлениями деятельности куратора Службы сопровождения являются:

  • организация перспективного и текущего планирования деятельности Службы;
  • обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса.

Куратор Службы сопровождения выполняет следующие функции:

  • координирует работу специалистов Службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ; организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения;
  • снабжает специалистов Службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;
  • осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • участвует в организации и проведении аттестации специалистов Службы на квалификационную категорию (I-II), в экспертизе их профессио­нальной деятельности;
  • проводит проблемный анализ деятельности Службы;
  • в конце учебного года представляет отчет о работе Службы сопровождения директору образовательного учреждения.

3.4. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается всеми специалистами службы (совместно) на психолого-медико-педагогическом конси­лиуме.
3.5. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы в образовательном учреждении оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: городским Центром психолого-медико-социального сопровождения.
3.6. Научно-методическое обеспечение деятельности службы сопровождения в образовательном учреждении осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений,  Центрами повышения квали­фикации педагогических работников образовательной системы, а также научными учреждениями Российской Академии образования.
3.7. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся.

 

IV. Основные направления деятельности Службы

4.1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп риска.
4.2. Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, (при необходимости детского психотерапевта, психиатра, невролога), учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания; планирование и проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
4.3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение  участников образовательного процесса с целью создания необходимых условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом  возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения воз­можных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
4.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим социальным и медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультиро­вание других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и других учреждений по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
4.5. Исследование социума образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
4.6. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возмож­ных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асо­циального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям  по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
4.7.  Организационно-методическая деятельность Службы

  • анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию;
  • участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации,
  • участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья;
  • организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по  овладению инновационными методиками;
  • формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

4.8. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т. ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание 
в семье.

 

V. Пакет документов участников Службы сопровождения

5.1.

  • План работы (перспективный, на год, месяц, неделю), утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • графики работы специалистов (на неделю, месяц, полугодие), утвержденные руководителем учреждения;
  • социальный паспорт учебного заведения, который составляется социальным педагогом на основе данных социальных паспортов классов, групп;
  • план-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;
  • карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей (обучающихся, воспитанников), нуждающихся в комплексном сопровождении;
  • документы психолого-медико-педагогического консилиума (Положение, приказ о создании консилиума, план работы, протоколы заседаний);
  • список детей, нуждающихся в услугах Службы сопровождения;
  • анализ работы Службы за учебный год.

5.2. Служебная документация согласно должностным инструкциям и положениям о кабинетах, утвержденных руководителем образовательного учреждения, ведется отдельными специалистами Службы сопровождения. 
5.3. Должностные инструкции и Положение о кабинетах (находятся у специа­листов и куратора Службы).

VI. Ответственность специалистов Службы сопровождения

 

6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутрен­него трудового распорядка учреждения, закон­ных распоряже­ний руководителя Службы и иных локальных норматив­ных актов, должностных обязанностей (без уважительных причин);
  • жизнь и здоровье детей во время занятий;
  • необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рам­ках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
  • соблюдение прав и свобод личности ребенка;
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
  • ведение документации и ее сохранность;
  • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности;
  • сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица.
6.2. За применение, в том числе и однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка специалист службы сопровождения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ "Об образовании".
 

Сопровождение учащихся психологической службой
образовательного учреждения

 
Сопровождение учащихся психологической службой образовательного учреждения