Александр Солженицын в Мезиновке

М.В. Лазарева
Александр Солженицын в Мезиновке

Век. Жестокий, кровавый, сильный. По-своему, век людей-исполинов. И не мудрено, ведь только такие смогли в нем жить и выжить.
Страшные тайны и разоблачения, чудовищные ошибки и искупления, люди-монстры и люди, избранные спасти планету от скверны, – вот его пе­чать. Наверное, потому поиск смысла жизни и своего предназначения, выбор единственно верного пути стали мерилом  столетия.
 
Идти вперёд - и не сбиться с курса, упасть - и подняться, продолжать путь - и не наследить, пройти ад - но остаться человеком. Эту дорогу “осилили” не все “идущие” по ней. Не согнуться под напором бурь и ураганов - удел осо­бой личности, избранной на страдания и подвиги, гонения и признания.
 
Один из таких людей стал знаком эпохи. Его имя - Александр Солжени­цын, полновесное, звучное, прочное, словно одетое в гранит.
 
Под стать имени и его носитель, мудрый, прошедший испытание време­нем и славой, - писатель с большой буквы, человек, которого ненавидели так же сильно, как и любили.

 
Творчество Александра Исаевича - явление исключительное, требующее исследовательского подхода и детального изучения. Его произведения всегда вызывали восхищение одних и ненависть других. Именно это и послужило поводом для его выдворения за пределы страны.
 
Жестоко расквиталась Родина со своим мятежным сыном за дерзость осуждения.
 
Лишь в августе 1994 года, после изгнания, писатель вернулся победителем  в  побитую временем страну и ступил на Владимирскую землю, с которой его связывал целый год жизни. Он не забыл небольшую поселковую школу, де­тей, ничем не примечательный посёлок, то место “нутряной России”, где “не обидно жить и умирать”.
 
И верно ведь говорят: «Не место красит человека, а человек место». При­мером тому Александр Солженицын и маленькая, затерянная среди лесов и болот станция Торфопродукт. Но кто бы вспомнил о ней, «нутряной России», куда звала его душа, уставшая от лагерных мытарств и неизлечимой, каза­лось, болезни? Кто бы рассмотрел в толпе неприметную простую русскую женщину – Матрену Захарову, явившуюся, подобно некрасовским героиням, воплощением своего времени?
 
Судьба занесла Солженицына сюда, в Мезиновскую среднюю школу, в качестве простого учителя. Именно здесь с сентября 1956 года по июнь 1957. Александр Исаевич вел математику, электротехнику, а также математический кружок. Здесь мужал он как личность и рос неприметно как будущий писа­тель.
 
Что касается профессиональной деятельности, то до сих пор ученики Солже­ницына помнят железную дисциплину и прочные знания, которые он давал.
 
Воспоминанья об учителе и человеке почти у каждого схожи потому, что все коллеги, ученики и просто люди, знавшие Солженицына в то нелегкое, неспокойное время, словно сговорившись, утверждали, что был он немного­словным, каким-то основательным, не похожим на других. Недаром многие принимали его за шпиона. С тех пор прошли годы.
 
1 сентября 1994 г. Накануне все жители поселка Мезиновский из выпусков новостей уже знали о встрече А.И. Солженицына с общественностью област­ного центра. А сегодня он должен приехать сюда, в этот маленький рабочий поселок. В особенном ожидании местная школа. Визит дорогого гостя совпал с первым днем занятий. Много лет прошло с тех пор, как уехал отсюда Алек­сандр Исаевич, но многие, знавшие его, помнили его пунктуальность. И сей­час он остался верным ей. Прибыл минута в минуту.
 
Встречали дорогого гостя всем поселком. После традиционных речей ди­ректора, завучей и родителей выступил сам Александр Исаевич. Его слова были просты, но, хотя были обращены главным образом к первоклассникам, находили отклик в сердце каждого: «Вы – новое поколение. У вас – другая эпоха. Она, эта эпоха, легче, опаснее, тревожнее. Она полна льстивыми и лживыми соблазнами. Ими вас питают взрослые и телевидение, которое ныне стало национальным бедствием. Телевидение сегодня пропагандирует лож­ный путь: труд, мол, и знания, как и честность, не нужны для преступления. Но Россия создавалась трудом, знаниями и честностью. Все это отражено в народных пословицах. Запомните три из них: «Неправедно нажитое ребром выходит»; «Легкие деньги легко уходят. За что не доплатишь – то не доно­сишь»; «Без труда нет добра». Трудитесь. И постарайтесь хоть раз в неделю, а желательно – два, жить без телевизора, чтобы читать и думать…»
 
Когда прозвенел первый звонок, глаза писателя засияли, словно и не бы­вало в его жизни мытарств и гонений, всемирной известности, а он, как пре­жде, простой сельский учитель.
 
Затем в кабинете литературы Александр Исаевич дал необычный урок. Разговор шел о трудном времени, о праве выбора молодыми своего пути в жизни. Он наставлял, что в нынешней жизни, полной соблазнов, важно оста­ваться честными, не поддаваться  искушениям, жить так, чтобы ночами не тревожила больная совесть. Вопросы о патриотизме и желании учиться зву­чали здесь особо. Коснулся гость и значимости труда учителей и роли взрос­лых в воспитании молодежи.
Отдельно было сказано о литературе и ее влия­нии на личность. Остановился писатель и на предназначении каждого из старшеклассников: «Берегите себя. Не считайте себя песчинками. Если вы будете иметь жизненный вектор, то не пропадете. Нужно сделать так, чтобы знания остались у вас прочными. Какое чудесное создание – каждый из вас! Нет заранее написанной судьбы. От вас зависит ваш выбор. Очень важно за­кончить жизнь на более высоком нравственном и интеллект­уальном уровне, чем это было заложено при рождении…»
 
Остается лишь предполагать, что заронил в души ребят необычный учи­тель, чем их взволновал. Ясно одно - равнодушными не оставил он никого, ведь услышанное не просто фразы, а настоящий кладезь мудрости человека, дос­тойно прожившего жизнь. Да и кого мог не затронуть почти крик: «Не поте­ряйте своих душ!»
 
В заключение встречи Александр Исаевич обратил внимание на фотовы­ставку, посвященную его жизни и деятельности, и витрину с уникальными самиздатовскими экземплярами известных произведений. Все это собирала и хранила учительница литературы Галина Сергеевна Жаворонкова, бывшая ученица Солженицына. Она же на свой страх и риск изучала со своими уче­никами отдельные его произведения. Писателя порадовало увиденное. Он не скрыл восторга, когда увидел редкие экземпляры и фотографии лагерного периода.
 
Потом была встреча с педагогами, в ходе которой Солженицын поинтере­совался проблемами преподавания, не забыл затронуть жилищный вопрос учителей. Разумеется, порадовал всех присутствующих автографами.
 
Прощались как с родным. А он торопился к своей Матрене. В деревню Мильцево.
Увиденное ошеломило писателя… Нет, не остался он равнодушным к те­плому приему с хлебом-солью, речами и песнями. Просто сердце защемило от картины представших перед глазами изменений.
 
Не было милой сердцу речки Караслицы, домов в деревне убавилось бо­лее, чем вполовину. А войдя в дом Матрены Васильевны, понял: утрачен­ного не вернуть. Нет Матрены. Дом похожий, да не тот. Пустой, чужой, холодный…как мертвец.
 
Только люди из прошлого были живыми и настоящими и в их числе та самая Шура-Кира, племянница Матрены. После беседы с ней, рассказавшей о трудностях жизни, Александр Исаевич и вовсе расстроился и помрачнел.
 
Такой же невеселой стала и поездка в село Палищи, на могилу бывшей квартирной хозяйки писателя. В местном храме он отстоял панихиду по Мат­рене, встретился с бывшим завучем Борисом Сергеевичем Процеровым, в свое время первым принесшим писателю извещение о реабилитации.
Закончился день встречей с местными жителями в поселковом клубе.
И вот минуло 10 лет. Улеглись “страсти по Солженицыну”. Прежние пер­воклассники окончили школу и покинули родные стены побитого временем здания. Новое поколение первоклассников пришло им на смену. Но на этот раз День знаний не был обычным, как и 10 лет назад.
 
День знаний 1 сентября 2004 года в Мезиновской  средней школе был не только освещен тёплым, ярким, почти летним солнцем, но и согрет незримым присутствием человека, учителя, писателя А.И. Солженицына. Благодаря этому достойному сыну своей страны, станция “Торфопродукт” (п. Мези­новка), д. Мильцево стали известны во многих уголках России и за­рубежья. Школа получила литературно-краеведческий музей, созданный тру­дом группы учителей-энтузиастов и учеников, а в жизни посёлка появились две памятные даты, связанные с именем писателя, - 1 сентября и 11 декабря.
 
Да, 1 сентября 2004 г. стал особенным днём. Ровно 10 лет назад всемирно известный писатель, Нобелевский лауреат, недавний изгнанник А.И. Солже­ницын, вернувшись на родную землю, почёл своим долгом именно в этот день посетить Мезиновскую среднюю школу, где в далёких 1956-1957 годах работал учителем математики и электротехники и квартировал в д. Мильцево в доме простой русской женщины Матрёны Васильевны Заха­ровой. Этот приезд оказался значимым в истории поселка.
 
Вот и на сей раз выступающих было хоть отбавляй. Такая дата!
 
Со словами поздравлений и напутствий выступили директор школы Н.В. Гончарова, заместитель главы района Р.А. Серёгина, заместитель заве­дующего отделом образования по воспитательной работе Н.А. Рыжкова, глава посёлка Л.Б. Хохлова, писатель-краевед из Владимира Н.Д. Лалакин.
 
Самым большим сюрпризом для собравшихся в этот день стало напутст­венное живое слово самого Солженицына, прозвучавшее свежо, актуально, поразившее многих своей мудростью, ясностью и простотой. Это нашла своё применение аудиозапись, сделанная десятилетие назад. В первый день учеб­ного года состоялась экскурсия в музей. Провели её экскурсоводы-школь­ники, показавшие высокий уровень мастерства. Здесь же очень уместным стало выступление с воспоминаниями свидетелей тех лет, ученика Солжени­цына Сергея Ивановича Фролова, бывшего журналиста, приехавшего из Яро­славля. Он был любимым учеником Солженицына. Писатель всегда о нем помнил и интересовался жизнью Сергея Ивановича. Присутствующим было показано интервью с женой и помощницей писателя Н.Д. Солженицыной, встреча с которой произошла 10 августа 2004 года в Москве в фонде Солже­ницына. В течение часа она отвечала на вопросы ребят из учебного актива музея, которых интересовали многие аспекты жизни писателя. Н.Д. Солже­ницына была приглашена на Солженицынские чтения, которые предполага­лось  проводить ко дню рождения писателя.
 
В завершение экскурсии музей получил подарок от писателя-краеведа Н.Д. Лалакина, журналиста Н.В. Ледовских и Н.А. Кабицына - автора книги-эссе “Учитель математики”.
 
Но это было только начало. Настоящим событием в жизни Мезиновской средней школы стали первые чтения 17 декабря 2004 года, приуроченные к дню рождения великого писателя, лауреата Нобелевской премии, человека и гражданина А.И. Солженицына, а также к годовщине открытия в стенах школы литературно-краеведческого музея, посвященного жизни и творче­ству великого писателя.
 
Путь к мероприятию такого масштаба и уровня был неблизким и весьма тернистым. Основной груз ответственности и подготовки пал на хрупкие женские плечи педагогического коллектива, а точнее, администрацию школы, директора музея Е.П. Колесникову и учителей-словесников В.Н. Шари­фуллину, М.В. Лазареву, Г.С. Жаворонкову. И вот час настал. Вна­чале прибывших гостей, в числе которых были писатели, поэты, работники библиотек, ученики и учителя Мокровской, Демидовской, Перовской школ, школ Селивановского района, ждала короткая содержательная экскурсия по музею. Здесь гостей встретили Е.П. Колесникова и юные экскурсоводы.
 
Следующим этапом чтений стали секции по изучению произведений А.И. Солженицына. Ученики отвечали на вопросы, рассуждали, читали от­рывки, пересказывали отдельные эпизоды, анализировали произведения, учи­теля вовлекали в разговор гостей, предлагали высказать своё мнение. После окончания работы секций всех ожидало посещение литературной гостиной.
 
Неоценимую помощь хозяевам праздника здесь оказала председатель об­щества любителей книги К.Я. Васильева. Она, как радушная хозяйка, открыла гостиную Солженицынских чтений, предоставив слово заместителю заве­дующего районным отделом образования по воспитательной работе Н.А. Рыжковой для подведения итогов конкурса творческих работ на тему: “Александр Солженицын и читающая Россия”. Затем выступила С.Н. Дубро­вина, научный сотрудник фонда «Русское зарубежье» (г. Москва), наградив­шая памятными книгами учащихся-активистов.
 
После официальной части слово было предоставлено гостям. Звучали стихи, песни, добрые слова в поддержку подобных мероприятий, поднимаю­щих интерес к статусу служителей слова. Перед аудиторией выступили писатели В.Л. За­ба­башкин, В.А. Сафронов, Н.А. Хомутов, В.С. Медведев, В.И. Владимиров.
 
Не секрет, что подобные мероприятия позволяют неискушённому чита­телю повернуться лицом к литературе, к проблемам общественной жизни, затронутым на страницах лучших произведений современной литературы и классики, незаслуженно растоптанной и позабытой нашим варварским веком.
 
К тому же это неплохой шанс познакомиться с новыми, современными ав­торами и их произведениями. А, как известно, талантов на Владимирщине немало. Вот и в Гусь-Хрустальном целое созвездие интересных имен, дос­тойных продолжателей Александра Исаевича.