Люди и судьбы. А.И. Солженицын - истинный интеллигент, совесть нашей эпохи

Данные об авторе
Автор(ы): 
Чичваркина Светлана Юрьевна
Место работы, должность: 
Учитель первой квалификационной категории средней школы №33, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
школы-интернаты, детские дома
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Литературное чтение
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Люди и судьбы. А.И. Солженицын - истинный интеллигент, совесть нашей эпохи (из цикла «Уроки нравственности»)

С.Ю. Чичваркина

Люди и судьбы.
А.И. Солженицын - истинный интеллигент,
совесть нашей эпохи

(из цикла «Уроки нравственности»)

Цели

  • Стимулировать нравственные мотивы поведения учащихся на примере выдающейся личности Солженицына, его жизни, деятельности;
  • развить у ребят потребность в высоких нравственных качествах; вызвать чувство гордости за сынов великой России;
  • способствовать формированию патриотизма на основе любви к Владимирскому краю.

Предварительная подготовка

  • Собрать материал биографии А.И. Солженицына.
  • Предложить  группе «биографов», подготовить краткие сообщения о жизни и деятельности знаменитого писателя.
  • Собрать материал о пребывании А.И. Солженицына во Владимирской области.
  • Прочитать рассказ «Матренин двор» А.И. Солженицына.
  • Найти информацию о понятиях «интеллигенция», «интеллигентный человек».
  • Организовать группу оформителей мероприятия.

Оформление

Портрет Солженицына.

Афоризмы о сущности и назначении человека.

  • Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души.
А.И.Солженицын
  • Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.
М. Аврелий
  • Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия.
М. Бубер

 

  • Не завидуй тому, кто сильней и богат.
О. Хайям

 

  • Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других.
С. Моэм

 

  • Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.
Л. Толстой

Ход урока

      Сегодня мы будем говорить о человеке, которого можно назвать истинным интеллигентом, совестью эпохи, гордостью России. Наша задача, проследив жизненный и творческий путь этого человека, понять, что же двигало им по жизни, какие нравственные силы помогли ему не сломиться во время сталинских репрессий, не прогнуться перед новым режимом. Понять, почему при имени Солженицына каждый русский испытывает гордость за Россию, за свою принадлежность к этой великой стране.
     
Дискуссия. Урок мы сегодня начнем с обсуждения двух понятий: «интеллигентность» и «интеллигент». (Ученикам было предложено заглянуть в словарь иностранных слов или словарь С. Ожегова, чтобы выяснить их значение.)

1 ученик
Интеллигент - человек, принадлежащий к интеллигенции.
Интеллигенция - работники умственного труда, обладающие образова­нием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Интеллект - мыслительные способности, рассудок, разум у человека.
2 ученик
Слово «интеллект» происходит от латинского слова: понимающий, ум­ный. А еще указывается, что это образованный, культурный человек.

Учитель
Итак, по исходящему значению - человек умственного труда - это интеллигент. Но такая трактовка с одной стороны расширяет это понятие, автоматически включая всех, чья профессия связана с умственным трудом, а с другой стороны исключает тех, чья профессия - это физический или малоквалифицированный труд. А как вы считаете?
Возьмем, к примеру, сельскохозяйственный труд. Там и развитие техники, и внедрение новых научных технологий, есть работники очень высокой квалификации. Они все интеллигенты? (Ответы учеников)
Не считаете ли вы, что понятие интеллигентность гораздо глубже, чем трак­тует словарь. К какому слову приравнивается еще слово «интелли­гент»?

Ученики
Часто слово «интеллигент» приравнивается к слову «воспитанный».

Учитель
Но все же воспитанность, тактичность, умение общаться с людьми, жить в мире людей - это необходимый, но недостаточный показатель интеллигентности.

Ученик
«Интеллигенция должна нести в народ плоды образованности» 
(Ю. Левада)


Учитель
Эта священная миссия всегда сопровождается резкими гонениями со стороны любого правительства. В России последствия революции оказались страшными для интеллигенции. Делалось все, чтобы истребить физически или вытеснить из страны лучших представителей интеллигенции.
Более того, делалось все, чтобы истребить сам дух интеллигентности - дух внутренней свободы и достоинства!
А.Б. Лосев писал: «Интеллигент тот, кто блюдет интересы общечело­веческого благоденствия».
Мы много сейчас говорили об интеллигенции. Давайте составим свою словарную статью. Интеллигент - это человек…

  • умственного труда, обладающий мыслительными способностями;
  • воспитанный, тактичный, умеет жить среди людей, общаться с ними;
  • имеет гражданскую позицию;
  • несет плоды образования в народ;
  • обладает внутренней свободой и достоинством.

Учитель
Интеллигентность - это нравственная, высокогражданская категория, включающая в себя понятие «совестливость».

Во второй части нашего разговора мы познакомимся с идеями и мыслями истинного интеллигента, которого называли совестью эпохи, гордостью Рос­сии, человеком, имя которого неразрывно связано с Владимирским краем.

Рассказ о Солженицыне

1 ученик. Детство и юность
2 ученик. Годы службы в армии. Военные годы.
3 ученик. Годы жизни за границей
4 ученик. Последние годы жизни Солженицына
5 ученик. Рассказ о жизни Солженицына во Владимирском крае

В 1956 году А.Солженицын жил и учительствовал в самой «нутряной части» Владимирской области.
А поселился он в селе Мильцево у героини своего будущего произведе­ния, старушки Матрены Захаровой. Встретились, узнали друг друга русская пра­ведница и русский гений. А после смерти стали равны. Оба так прожили. Ведь без гениев и праведников не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». А Матренин двор так и стоит до сих пор.
Именно в этом селе Владимирской области и был написан удивительный рассказ «Матренин двор». Это произведение автобиографическое, это рассказ о той ситуации, в которой писатель оказался, вернувшись из пыльной пустыни. Ему захотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России, найти тихий уголок подальше от железных дорог. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать и получил направление на работу в местную среднюю школу.
Спустя 3 года была написана пронзительная история безропотной страда­лицы, которая гибнет из-за жадности и стяжательства родни.
В той бедной, темноватой избе с четырьмя оконцами в ряд на холодную, некрашеную стену, с колченогой кошкой, мышами и тараканами, а также толпой фикусов в горшках и кадках - и поселился в августе 1956 года новопри­бывший учитель математики.
Деревня Мильцево Курловского района Владимирской области, дом Мат­рены Васильевны Захаровой близ высыхающей речушки с мостиком - таков первый после казахстанской ссылки адрес Солженицына, истосковавшегося по «нутряной» России.
В 1994 году Солженицын приехал на могилу Матрены Васильевны Захаровой. По его заказу в местной церквушке отслужили молебен. К приезду Солженицына местные власти построили копию дома Матрены. А сейчас этот реконструированный дом снова заброшен.

Учитель
В докладе прозвучало, что на владимирской земле встретились русская праведница и русский гений. Кто такой праведник?

Ученик
В словаре читаем: «Праведник - человек, который живет праведной жиз­нью, человек, который не грешит против правил нравственности.
Правед­ный - благочестивый, основанный на правде.

Учитель
Есть ли что-то общее между гением и праведником? Давайте обратимся к рассказу «Матренин двор» и ответим на ряд предложенных вопросов.
Почему Солженицын называет Матрену праведницей?
Что пришлось пережить Матрене? Расскажите о ее жизни.
Что помогло героине выстоять и остаться человеком бескорыстным, от­крытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу, на людей?
Почему ничто не сломило ее?
Какие же душевные силы нужны для этого? (Внешне ничем не примеча­тельная, сдержанная, нетребовательная Матрена оказывается чистым, душевным человеком, открытым человеком)
С какой стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви? («В первый раз совсем по-новому увидел Матрену». «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, - прошептала она. - Тут роща была… Без малого не вышла. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну - пропал… три года затаилась я, ждала. И ни весточки, ни косточки…
Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непря­мых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены - как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного нарда - испуганное, девичье, перед страшным выбором»).

Учитель
Эти лирические строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Матрена оказывается необыкновенным, душевно чистым человеком.
Как вы понимаете слова рассказчика: «Нет Матрены. Убит родной чело­век»?

Ученик
Рассказчик приравнивает себя к героине рассказа.

Учитель
Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем как с Ан­ной Карениной».
Солженицын ответил: «Вы указали самую суть женщины любящей и страдающей».
Какие качества Матрены отмечают Твардовский и Солженицын?
Какова главная тема рассказа, судя по высказываниям этих писателей?
Согласны ли вы с такой оценкой героини? (Матрена - нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества).

Учитель
По Солженицыну, смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Вернемся к началу нашего разговора.
● Кто такой интеллигентный человек? Перечислите признаки интеллигентного человека.
● Можно ли назвать Матрену интеллигентным человеком, ведь Матрена не имела образования, не была человеком умственного труда. Докажите свое мнение.
● Вспомните, как заканчивается рассказ.

Ученик
Матрена погибает под поездом, помогая перевозить Фаддею бревна ее же собственной избы.

Учитель
А нет, стоит! Почему?

Ученик
Остались люди, которые живут по заповедям самого Солженицына и Матрены.

Учитель
Сформулируйте заповеди и запишите их.

Ученик
Человек должен быть  
1)    _____________________________________________________
2)   _____________________________________________________
3)   _____________________________________________________

Учитель
Сегодня мы познакомились с личностью Солженицына А.И., знаменитого писателя, общественного деятеля, просто интеллигентного человека, вся жизнь которого была направлена на восстановление духа интеллигентности в России. Он доказывал собственной гражданской позицией, что это возможно.
Каким предстал сегодня перед нами А.И. Солженицын?

Учитель
Я думаю, что каждый из вас впустит в свое сердце частицу мудрости и станет относиться к окружающей действительности, следуя заповедям че­ловечности, которые нам оставил в наследство А.И. Солженицын.
А что такое мудрость?

  • Это ум, соединенный с добротой.
  • Ум без доброты – хитрость.
  • Хитрость  выйдет против самого хитреца.
  • Мудрость открыта и надежна.
  • Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье,  и ту спокойную совесть, которая ценнее всего жизни.