«Одно слово правды весь мир перетянет». О значении литературы в современном мире»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Арсеньева Елена Петровна
Место работы, должность: 
Учитель первой квалификационной категории средней школы №40, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
школы-интернаты, детские дома
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Литературное чтение
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
«Одно слово правды весь мир перетянет». О значении литературы в современном мире» (по «Нобелевской лекции» А.И. Солженицына. XI класс)

Е.П. Арсеньева

«Одно слово правды весь мир перетянет».
О значении литературы в современном мире»
(по «Нобелевской лекции» А.И. Солженицына. XI класс)

Цель: дать представление о личности Солженицына и его значении в литературной и духовной жизни России на материале биографии писателя и его «Нобелевской лекции».

Материалы к уроку

  • Портрет Солженицына;  
  • фотоприложения;
  • фрагменты «Нобелевской лекции».

Задания к уроку

  • индивидуальное – подготовить сообщение «Основные вехи биографии А.И. Солженицына»;
  • общее - познакомиться с текстом «Нобелевской лекции» А.И. Солженицына

 Ход урока

  • Вступительное слово учителя

Когда сатана искушал в пустыне Христа, постившегося сорок дней, он сказал ему: «Преврати эти камни в хлеб». И Христос ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Искушению непосредственной пользой нужно противопоставить идею хлеба духовного как главного, необходимейшего гаранта достойной человеческой жизни. Большая литература во все времена была таким хлебом – спасительным словом.
 

Человечество на разных этапах своего развития размышляло о роли  литературы в обществе, делало какие-то выводы, признания. Таким признанием, например, является ежегодное присуждение Нобелевской премии за крупный вклад в развитие общества деятелям литературы. Среди нобелевских лауреатов – пять русских писателей.

 

Справка. Но́белевские пре́мии (швед. Nobelpriset, англ. Nobel Prize) — одни из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемые за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.
Учреждены в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, составленным в 1895 году и пре­дусматривавшем выделение средств на награды представителям следующих пяти направлений: литература; физика; химия; физиология и медицина; содействие установлению мира во всем мире.
В настоящее время размер Нобелевской премии составляет 10 млн шведских крон (около 1,05 млн евро или 1,5 млн $).

Нобелевские лауреаты из России. К 2007 году россияне получили 19 Нобе-левских премий — значительно меньше, чем представители США (304), Великобритании (114), Германии (100), Франции (54). Учитывая гражданство на момент получения премии, некоторые из этих нобелевских лауреатов могут также рассматриваться как представители других держав.

Литература

  • Иван Бунин (1933) — родился в Воронеже. С 1920 года (и на момент полу­чения премии) жил во Франции. Без гражданства. «За строгое мас­терство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
  • Бориc Пастернак (1958) — (отказался от премии, диплом и медаль были вручены сыну в 1989 г.) «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
  • Михаил Шолохов (1965) — «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
  • Александр Солженицын (1970) — «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».
  • Иосиф Бродский (1987) — родился в Ленинграде. С 1972 года (и на мо­мент получения премии) жил в США. Гражданство США. «За всеобъемлю­щее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстно­стью поэзии».

Сегодня, размышляя о значении литературы в современном мире, мы обратимся к «Нобелевской лекции» А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии в 1970 году. Путь к всемирному признанию был для А.И. Солженицына поистине тернистым. Есть в его лекции такие слова: «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие – может быть, с большим даром, сильнее меня, - погибли.»

  • Сообщение ученика «Основные вехи биографии А.И. Солженицына»

Мобилизованный в октябре 1941 года, сперва солдат, затем лейтенант по окончании офицерской школы, награждённый орденами Отечественной войны 2-ой степени, Красной Звезды, капитан Солженицын в феврале 1945 года был арестован за «крамольные» высказывания о Ленине и Сталине в письме другу.

Прошёл Лубянскую и Бутырскую тюрьмы, был осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Его первый лагерь был в Новом Иерусалиме, рядом с Москвой, второй – в Москве (стройка у Калужской заставы). Затем – «спец­тюрьма №16» или Марфинская «шарашка» в пригороде Москвы, где он работал в акустической лаборатории. В 1950 году Солженицын был этапирован в казахстанский лагерь «на общие работы». В феврале 1953 года он выходит на «вечное ссыльнопоселение» в ауле Кок – Терек в Джамбульской области Казахстана.

В 1962 году, после публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича», в котором по замыслу «описать весь лагерный мир - одним днём» показана «вся история лагерей», Солженицын стал знаменитым на весь мир.
Затем были годы литературно-политического противостояния тоталитарному режиму. В 1969 году исключение из Союза писателей. В 1974 году А.И. Солженицын был насильственно выслан из страны. И только в 1994 году вернулся на Родину.

  • Слово учителя

Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальности его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие в «Нобелевской лекции» более 30 лет назад. Обратимся к некоторым её фрагментам.

  • Работа с текстом «Нобелевской лекции

Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? или с неба упавший непонятный предмет? – замысловатый  в изгибах, отблёскивающий то смутно, то ярким ударом луча, - вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей.
Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяе­вами, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаём за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения – до эстрадных  песенок и ночного бара, то - затычкою или палкою, как схватишь, - для политических мимобежных нужд, для ограниченных социальных. А искусство – не оскверняется нашими попытками, не теряет на том  своего происхождения, всякий раз  и во всяком употреблении уделяя нам часть сво­его тайного внутреннего света.

А.И. Солженицын

В чём необычность начала лекции? (Лекция начинается со сравнительного союза. Развёрнутая метафора создаёт яркий образ, помогающий представить отношения человечества к искусству.)
Человек извечно устроен так, что его мировоззрение, когда оно не внушено гипнозом, его мотивировки и шкала оценок, его действия и намерения определяются его личным  и групповым жизненным опытом. Как говорит русская пословица: «Не верь брату родному, верь своему глазу кривому».
И это – самая здоровая основа для понимания окружающего и поведения в нём. <…>

Но вот  за последние десятилетия человечество незаметно, внезапно стало единым – обнадёжно единым и опасно единым, так что сотрясенья и воспаленья одной его части почти мгновенно передаются другим, иногда не имеющим к тому никакого иммунитета. Человечество стало единым, - но не так, как прежде бывали устойчиво едиными община или даже нация: не через постепенный жизненный опыт, не через собственный глаз, добродушно названный кривым, даже не через родной понятный язык, - а, поверх всех барьеров, через международное радио и печать. <…>

На нас валит накат событий…<…>
В разных краях к событиям прикладывают собственную, выстраданную шкалу оценок – и неуступчиво, самоуверенно судят только по своей шкале, а не по какой чужой.
И таких разных шкал в мире если не множество, то во всяком случае несколько… <…> Деление шкал кричаще не совпадают, пестрят, режут нам глаза, и чтоб не было нам больно, мы отмахиваемся ото всех чужих шкал как от безумия, от заблуждения, - и весь мир уверенно судим по своей домашней шкале. Оттого кажется нам крупней, больней и невыносимей не то, что на самом деле крупней, больней и невыносимей, а то, что ближе к нам. <…>
И за это…остолбенелое непонимание чужого дальнего горя нельзя упрекать человеческое зрение: уж так устроен человек. <…>

О какой особенности человеческого мировоззрения говорит писатель в данном отрывке? (Человеку свойственно судить о мире, опираясь на свой жизненный опыт, острее воспринимая то, что ему ближе.)
С какой целью автор употребил пословицу, говоря об особенности мировоззрения человека? (Народная мудрость в концентрированном виде даёт точное определение.)

Но кто же и как совместит эти шкалы? Кто создаст человечеству единую систему отсчета – для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого, как они разграничиваются сегодня? <…>
Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это – искусство. Это – литература.

Доступно им такое чудо: преодолеть ущербную особенность человека учиться только на собственном опыте, так что втуне ему проходит опыт других. От человека к человеку, восполняя его куцее земное время, искусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздаёт опыт, пережитый другими, - и даёт усвоить как собственный. <…>

Об этом великом благословенном свойстве искусства я настойчиво напоминаю сегодня с Нобелевской трибуны.
И ещё в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущённый опыт: от поколения к поколению. Так она становится живой памятью нации. Так она теплит в себе и хранит её утраченную историю - в виде, не поддающемся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу. <…>

Какие важные функции литературы в жизни мирового сообщества называет автор? (1. Искусство создаёт единую систему отсчёта – для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого. 2. Даёт возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный. 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации.)

В разное время в разных странах горячо и сердито, и изящно спорили о том, должны ли искусство и художник жить сами для себя или вечно помнить свой долг перед обществом и служить ему, хотя и непредвзято. Для меня здесь нет спора, но я не стану снова поднимать вереницы доводов…<…> Да русская литература десятилетиями имела этот крен – не заглядываться  слишком сама на себя, не порхать слишком беспечно. И я не стыжусь эту традицию продолжать по мере сил. В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своём народе - и должен. <…>

О какой многовековой традиции русской литературы пишет А.И. Солженицын? (Помнить свой долг перед обществом, так как писатель в своём народе многое может.)
В прозе Солженицына часто встречаются слова, которых нет в толковых словарях, но они кажутся нам понятными. Слова, созданные автором. Найдите в тексте. (Издавне вроднились нам представления).

Каковы ж в этом жестоком динамичном, взрывном мире, на черте его десяти гибелей - место и роль писателя ? <…>

Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель - не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всём зле, совершённом у него на родине  или его народам. И если танки его отечества залили кровью асфальт чужой столицы, - то бурые пятна навек зашлёпали лицо писателя. И если в роковую ночь удушили спящего доверчивого Друга, - то на ладонях писателя синяки от той верёвки. И если  юные его сограждане развязно декларируют превосходство разврата над скромным трудом, отдаются наркотикам или хватают заложников,- то перемешивается это зловоние с дыханием писателя.
Какие эпитеты использовал автор, характеризуя современный мир? (Жёсткий, динамичный, взрывной).
Как Солженицын определил место и роль писателя в современном мире? Кто он? (Не посторонний судья, а совиновник во всём зле).

Найдём ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?
Однако, ободряет меня живое ощущение мировой литературы как единого большого сердца, колотящегося в заботах и бедах нашего мира, хотя посвоему представленных и видимых  во всяком его углу. <…>
А сегодня между писателями одной страны и писателями и читателями другой есть взаимодействие если не мгновенное, то близкое к тому. <…>
... само выдвижение меня на Нобелевскую премию возбуждено не в той стране, где я живу и пишу … <…>

Так я понял и ощутил на себе: мировая литература – уже не отвлечённая огибающая, уже не обобщение, созданное литературоведами, но некое общее тело и общий дух, живое сердечное единство, в котором отражается растущее духовное единство человечества … <…>, а между тем внутренних дел вообще не осталось на нашей тесной Земле! И спасение человечества только в том, чтобы всем было дело до всего: людям Востока было бы сплошь небезразлично, что думают на Западе; людям Запада – сплошь небезразлично, что совершается на Востоке. И художественная литература – из тончайших, отзывчивейших инструментов человеческого существа, одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единства человечества. <…>
В своих странах, раздираемых разноголосицей партий, движений, каст и групп, кто же искони был силою не разъединяющей, но объединяющей? Таково по самой сути положение писателей: выразителей национального языка - главной скрепы нации и самой земли, занимаемой народом, а в счастливом случае и национальной души.

Какую особенность мировой литературы отмечает автор? (Единство.)
А как он называет писателя? (Главной скрепой нации.)

Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные  часы человечества  помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, - и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом быть может сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции. <…>

Скажут нам: «Что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия?»


А: не забудем, что насилие не живёт одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью… <…>

Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом…<…>, и простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи. <…> Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! <…>


Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни,- но выйти на бой!

Чем может литература, по мнению А.И. Солженицына, помочь миру в его раскалённый час? Как она может противостоять жестокому натиску открытого насилия? (Победить ложь.)
И опять автор обращается к народной мудрости, ставя точку в своём выступлении. (Чтение заключительного отрывка).

В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжёлый  народный опыт и иногда поразительно:
Одно слово правды весь мир перетянет.
Вот на таком мнимо–фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная  деятельность и мой призыв к писателям всего мира.

Итог урока

  • Изменилось ли Ваше представление о значимости литературы в современном обществе?
  • Есть ли будущее у русской литературы?
  • Какой должна быть современная русская литература, чтобы быть востребованной читателем?