Н.А. Тарасова
Образ времени в рассказе А.И. Солженицына
«Один день Ивана Денисовича» (XI класс)
Цели урока
Этапы урока
Период конца 50-х начала 60-х годов ХХ века в истории страны получил название «оттепель» (с легкой руки Ильи Эренбурга, назвавшего так свою повесть). Оттепель – предчувствие весны, новой жизни, близких перемен, возрождения страны, возрождения человеческой личности. К сожалению, в реальной жизни «весна» так и не наступила. Но литература уже не могла оставаться прежней, такой, какой видел ее А.Т. Твардовский:
Глядишь, роман, и всё в порядке:
Показан метод новой кладки,
Отсталый зам, растущий пред
И в коммунизм идущий дед,
Она и он передовые,
Мотор, запущенный впервые,
Парторг, буран, прорыв, аврал,
Министр в цехах и общий бал…
И всё похоже, всё подобно
Тому, что есть иль может быть,
А в целом – вот как несъедобно,
Что в голос хочется завыть…
Нам сегодня сложно понять, что произошло в литературе в начале 50-х. Но тогда это стало настоящим откровением: жизнь человеческая многообразна, в ней существует не только производство и не только общественные интересы заполняют её. Литературе стал интересен простой человек, повседневная жизнь, в которой каждому постоянно приходится решать не только социальные, но и этические, и нравственные проблемы.
Новых писателей обвиняли в «бытовщине», «абстрактном душеустроительстве». Но главное они сделали: вернули в литературу человека, напомнили всем о главной ценности – человеке, личности. Безусловно, этот поворот был подготовлен всем тем, что пережила страна:
«Нужно было пройти войнам, Хиросиме и концлагерям – немецким и советским, чтобы стало ясно, самая мысль о выдуманных людях раздражает любого читателя… Документ ставится во главу угла в искусстве. Но дело не только в документе. Должна быть проза, выстраданная, как документ. Эта проза в своей лаконичности, жёсткости тона, отбрасывании всех и всяческих побрякушек – есть возвращение через сто лет к Пушкинскому знамени. Обогащённая опытом Хиросимы, Освенцима и Колымы русская проза возвращается к пушкинским заветам». (В. Шаламов)
Итак, главное требование к настоящей литературе теперь таково: «Современная проза… может пренебречь интонацией и дойти до точности, сухости и лаконичности подлинных документов эпохи». (Ю. Домбровский) «Только правда, ничего, кроме правды». (В. Шаламов)
Рассказ был прочитан учащимися заранее,
некоторые из них получили вопросы и задания по анализу текста
В ходе беседы ученики приходят к определенным выводам.
Название рассказа определяет его тему и намечает сюжет: «ничем не омраченный, почти счастливый» день заключенного сталинских лагерей. В названии как бы задана характеристика художественного времени рассказа: его единичность, одномерность, (наличие начала и конца), необратимость («один день» предполагает заданный ход времени: утро-день-вечер), непрерывность, конечность (конец рассказа - это конец дня) и, наконец, индивидуальность, биографичность («один день Ивана Денисовича»). Однако многозначность слова «один» дает возможность прочесть название по-другому: «некоторый, какой-то, один из ряда подобных» (так, как мы употребляем это слово в детских страшилках: «в одном городе жила одна девочка»). Правильность именно такого прочтения подчеркивается, во-первых, в финале рассказа: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три»; во-вторых, в авторских примечаниях к рассказу: «Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать все свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё»; в-третьих, первым вариантом названия, где типичность была подчеркнута лексическим повтором: «Op-854. Один день одного зека»; и, наконец, неким ощущением собственной жизни самого А.И. Солженицына: «Я - не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы».
Итак, задача, которую ставил перед собой автор рассказа, - в один день одного зека вместить жизнь страны 30-40-х годов ХХ века. Создать образ целой исторической эпохи.
Как А.И. Солженицыну удалось решить эту задачу? Как в рассказе создаётся образ времени?
Выводы. Рассказ является произведением со сложной временной организацией, где взаимодействуют формы прошедшего времени совершенного вида, что позволяет эпически неспешно изобразить цепь сменяющих друг друга событий («Шухов протёр доски пола, чтобы пятен сухих не осталось, тряпку невыжатую бросил за печку, у порога с вои валенки натянул, выплеснул воду на дорожку, где ходило начальство…»). Некоторые события описаны кратко, но часто автор останавливает внимание на деталях происходящего, замедляя ход времени. В таких случаях используются формы прошедшего времени несовершенного вида. Данная форма в художественном тексте имеет, во-первых, изобразительную, описательную функцию, представляя действие как процесс, а во-вторых, служит для типизации деталей и ситуаций, придаёт действию значение многократного или постоянного («Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему»). Солженицын соединяет данные видо-временные формы (часто в пределах одного предложения). Таким образом, всё происходящее приобретает признаки бесконечного, многократно повторяющегося действия («Вагонка затряслась и закачалась: вставали сразу двое»). В момент изображения особо значимых ситуаций автор использует формы настоящего и будущего времени, которые помогают читателю лучше понять героя, а также «выйти» за границы «одного дня», увидеть происходящее в перспективе («Шухов вспомнил: сегодня судьба решается – хотя их 104-ю бригаду фуганут со строительства мастерских на новый объект «Соцгородок»… Там, верное дело, месяц погреться негде будет – ни конурки. И костра не разведёшь – чем топить?»)
При подготовке ответа учащимся рекомендуется
использовать учебное пособие Николиной Н.А.
Филологический анализ текста. – М.: издательский центр «Академия», 2003
Выводы. В рассказе очень значимо время. Это проявляется в постоянном упоминании временных категорий. Особенно значимы для героя понятия «день», «срок». Ход времени в лагере значим именно в соотношении с тюремным сроком (интересен с этой точки зрения финал). Мечта каждого зэка – побыстрее бы закончился срок («Да Шухову что? – Кильгас подначивает. – Шухов, братцы, одной ногой почти дома». «А иной раз подумаешь - дух сопрёт: срок-то всё ж кончается, катушка-то на размоте…»).
Однако вместе со сроком проходит жизнь: её срок тоже отмерен. Потому подсознательно герой не торопит жизнь, удерживает её («Поначалу-то очень хотел и каждый день считал, сколько дней от сроку прошло, сколько осталось. А потом надоело». «Вот эту минуту надо было сейчас всю собрать на еду…», «стал есть медленно, вдумчиво»), осознаёт ценность каждой минуты, особенно если она своя, свободная («… до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать…»).
Выводы. Ограниченный отрезок времени в рассказе раздвигается до размеров широкой временной панорамы за счёт историй, воспроизводящих судьбы разных героев. Перед нам и целая галерея судеб людей разного воспитания, происхождения, разных взглядов на жизнь. Объединил их лагерь. Таким образом перед читателем восстаёт страшная эпоха, когда лагерь был, казалось, в судьбе каждого: крестьянина, солдата, офицера, чиновника, героя войны, тихого баптиста, латыша, потому что он латыш и т.д. Через судьбы героев видим мы трагедию целой страны: лысый старик с 20-х годов «сидит несчётно», бригадир Тюрин, семья которого раскулачена и сослана в 30-м году, его командир, расстрелянный в 37-м, девушка-студентка, «доходившая на общих» в 35-м в Кировском потоке, поток «предателей и шпионов», вышедших из окружения в 41-42–м, и уже не поток, а море освобождённых из плена, высланных из оккупированных территорий после войны. Так биографическое время каждого героя становится фундаментом исторического времени. Именно оно и является истинным предметом изображения в рассказе.
Выводы. Шухов везде средний, обычный. В иерархии зэков он не бригадир (как Тюрин) и не «шакал» (как Фетюхов), не «терпеливец» (как Алёшка), но и не бунтарь (как Буйновский). Его жизнь в лагере определяется словам и; «Кряхти да гнись. А упрёшься - переломишься». При этом он не сломался, но и не подчинился обстоятельствам. Народная мудрость, жизненная стойкость русского мужика дают ему силы выжить в страшных условиях.
Выводы. В судьбе Шухова подчёркнута её типичность: в происхождении, возрасте, внешности, в том, как личные трагедии слились с трагедией всей страны («…окружили их армию всю…», «… в группе такой одной Шухов в плену побыл пару дней…»), в оценке происходящего, в отношении к людям, к себе и к труду. Его позиция поддержана вековой народной мудростью, отражённой в пословицах, которыми изобилует его речь. Не случайно образ Шухова напоминает литературные образы, ставшие олицетворением русского характера – Платона Каратаева (Л.Н. Толстой «Война и мир») и Андрея Соколова (М.А. Шолохов «Судьба человека»).
Выводы. Избранный автором способ изображения – внутренний монолог (в лингвистике – несобственно-прямая речь) – речь повествователя, пронизанная лексикой. Семантикой, синтаксическими конструкциями речи персонажа, его интонациями, чувствами. Повествователь здесь как бы приспосабливает собственную манеру высказывания к речевой манере героя. Такой способ изображения позволяет как бы соединить позиции автора и героя. Шухов, по-крестьянски дотошный, видит лагерную жизнь во всех мелочах и подробностях, осмысливает её практично и дальновидно. Но не всё он понимает, не всё может правильно оценить. Потому перед нами не сказ, и позиция автора остаётся первичной. Но выбор героя показывает, что эта позиция приближена к общечеловеческой, народной.
При подготовке ответа рекомендуется использовать
Словарь литературоведческих терминов
Вывод предлагается сделать сильному ученику.
Художественное время в рассказе А.И. Солженицына многомерно, обратимо (перед читателем встают события прошлого), нелинейно (рассказ о событиях нарушается раздумьями, оценками, комментариями), неконечно (в финале подчёркивается типичность, повторяемость этого дня, одного из трёх тысяч трёхсот пятидесяти тёх подобных) и неиндивидуально. Цель автора – «нарисовать портрет» исторической эпохи 30-40-х годов ХХ века.
Сделать вывод предлагается слабому ученику
А.И. Солженицын рассказывает о страшной эпохе сталинизма, когда сохранить в себе человека в противостоянии государственной машине, уничтожающей личность, способен лишь тот, кто обладает духовной стойкостью, воспитанной вековой народной мудростью.