Какая она, русская живопись?

Начиная разговор о русской живописи, отчего-то сразу вспоминаешь не бесконечные залы Третьяковской галереи, а шишкинскую сосну над обрывом или уютный «Московский дворик» Поленова, за которым начинается большой мир с многоглавыми соборами и площадями. А может, в памяти всплывут имена знаменитых иконописцев XIV-XV веков – Феофана Грека и Андрея Рублева, чьими бессмертными творениями гордится великая русская культура. Опираясь на византийские традиции, расписывая соборы и трудясь над написанием икон, они создавали русскую школу живописи.

Позже, в XVIII веке, во время бурных реформ, русская живопись развивается под влиянием европейских идей. Популярным становится портрет. Появляются мастера-портретисты: Алексей Антропов, ни единым штрихом не приукрашивающий высокопоставленных персон, проникновенный Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, пишущий как «парадные», так и камерные портреты.

Однако временем настоящего расцвета русской живописи становится ХIХ век. Карл Брюллов, «великий Карл», пишет мировой шедевр – «Последний день Помпеи». Игра света и тени, кровавое зарево, рушащийся мир, любовь, трусость, величие… О российских художниках всерьез заговорили в Европе.

Другую великую картину "Явление Христа народу" создает современник Брюллова Александр Иванов. В ней он обращается к библейской теме, но Мессия на его полотне далеко, на заднем плане, а перед внимательным зрителем предстают люди – рабы, апостолы, фарисеи - растерянные, радостные, негодующие.

Во второй половине ХIХ века любимым направлением в живописи становится реализм. Вдохновляясь идеями народничества, художники создают Товарищество передвижников, в которое входят И. Крамсков, В. Перов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, В.Васнецов  и др. Их главное стремление – изображать реальную жизнь, ничем не приукрашивая ее. Создаются знаменитые « Боярыня Морозова», «Утро в сосновом бору», «Богатыри»; популярен пейзаж и живопись на бытовую тему.

ХХ век ознаменовался авангардом, Малевичем и Шагалом, «искусством беспредметности» и предтечей абстракционизма. Как символ надвигающихся перемен в реке искупался огнеподобный красный конь Петрова-Водкина, и близкой оказалась «Тачанка» Грекова.

Но от мастеров прошлого века осталось, пожалуй, главное: стремление представить окружающий мир  во всем его многообразии: в горе и в радости, в богатстве и бедности, в трагедии и комедии … Возможно, в этом и заключается задача живописи.