День строителя - Август

День строителя - Август

Строитель

Строитель

Среди строителей много самых разных профессий. Есть среди них монтажники, крановщики, каменщики, бетонщики, сварщики, слесари и столяры.
Все эти профессии (и еще много других!) нужны, чтобы строить прочные и удобные дома для людей, заводы, фабрики, дороги, мосты.

Люди давно научились строить самые разные дома и строят их из разных материалов: из дерева, кирпича, кое-где строят жилье из шкур животных или ткани. А кое-где – даже из снега! (Такие снежные хижины называют иглу.) Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться! Бетонщик фундамент для дома закладывает. Крановщик кирпичи наверх подает. Каменщик стены из кирпича на фундамент кладет. Штукатур отделывает стены и потолки, а маляр их красит. Электрик прокладывает в доме провода и устанавливает розетки. Дом, в котором будут жить или работать люди, должен быть теплым, светлым, и места в нем для всех должно быть достаточно.

Изобразительный ряд: строительные материалы, инструменты, дома.

День воздушного флота

Летчик

С давних пор люди мечтали летать, как птицы. Древние изобретатели делали большие крылья из палочек и ткани. Они забирались на высокие колокольни, прикрепляли крылья на спину и прыгали вниз. Не всегда это кончалось хорошо. Много пришлось потрудиться ученым и инженерам, пока удалось создать особенные машины – самолеты.           
У самолета есть мотор, крылья, пропеллер, хвост и место для размещения людей. Самый главный человек в самолете — летчик!
Первые летчики летали на совсем простых и совсем маленьких самолетах. Летчиков было мало. Их всех знали по именам, как сейчас космонавтов. Летчик управляет самолетом: поднимается в воздух, ведет по нужному курсу, приземляется на аэродроме.
Каждый летчик должен быть и хорошим инженером. Ведь самолет – это сложная машина. В ней много деталей. Нужно хорошо знать, как устроен самолет, и как работают его детали.
Есть огромные самолеты: в них помещаются и перевозятся сотни пассажиров и очень тяжелые грузы. Управлять таким воздушным кораблем помогают десятки приборов. Приборы подскажут, с какой скоростью летит самолет, вычислят путь и высоту, предупредят летчика о неполадках. Приборы сами следят за мотором. Летчик, конечно, в таком самолете работает не один, ему помогает экипаж: штурман, механик и бортпроводницы.
А есть самолеты маленькие. Там летчик один. Он разбрасывает с воздуха удобрения на поля, помогает лесникам тушить пожары, доставляет геологов к непроходимым местам или спасает их из таких мест. Часто такую работу делают не обычные самолеты, а особенные – без крыльев – вертолеты. У них сверху огромный винт. Вертолет может приземлиться в любом месте. Ему не нужен аэродром. Еще есть самолеты военные и такие, которые садятся прямо на воду. И всей этой замечательной техникой управляют летчики!
Летчики – смелые люди! Далеко от земли, под облаками они ведут свои крылатые машины точно к цели. Это замечательная и очень интересная профессия.

Изобразительный ряд: самолеты, вертолеты, парашюты, летчики
в форме, приборы…

День железнодорожника

ЖелезнодорожникЖелезнодорожник

Редко кто из вас не ездил по железной дороге. Особенно – городские жители и особенно – летом на дачу, в гости, на отдых к морю... Днем сидишь себе на вагонной полке, любуешься, как мелькают за окном дома и деревья. Проводник чай разносит. Ночью спишь под стук колес. Хорошо!
Если посмотреть на карту страны, она вся покрыта сетью железных дорог. Настоящих железных дорог нет разве что на Камчатке и Чукотке или где-нибудь в глухой северной тайге.

Построить железную дорогу непросто. Ведь она должна быть совсем прямой и ровной, без рытвин и ухабов. Приходится прорубать просеки в лесах и строить мосты через реки, засыпать овраги и сравнивать холмы. Когда место расчищено, строители-железнодорожники делают насыпь, кладут шпалы. Шпалы делают из дерева и пропитывают смолой, чтобы защитить их от гнили и плесени. Сейчас стали делать шпалы из бетона. Так сберегается лес. Наконец кладут рельсы. Рельсы делают из металла. Паровозы и вагоны – тоже. (Помнишь о профессии металлурга?)
Непростое это дело – построить железную дорогу.  Особенно трудно приходилось людям, когда строили первые железные дороги. Знаешь, когда это было? Больше ста лет назад, когда у нас в России страной правил царь. Может быть, тебе читали дома или в детском саду отрывки из поэмы Н.А. Некрасова «Железная дорога»? Там есть очень грустные строки:
Прямо, дороженька, насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты...
А по бокам-то все косточки русские...
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?
В наши дни дороги строят с помощью могучих машин – путеукладчиков. Но все равно, каждое строительство новых больших дорог – событие героическое! А еще в наши дни строительство новых дорог часто приводит и к экологическим проблемам.
Едешь ты, например, в поезде за тысячи километров из одного города в другой. За окном вагона то поле мелькает, то лес. Весело стучат колеса. ...А вот что делать лесным обитателям? Им по шпалам и рельсам очень страшно перебираться из одного леса в другой. Даже если поезда поблизости нет, все равно страшно.
Ученые-экологи в наши дни обязательно проверяют все планы железнодорожников. Не принесут ли они вреда лесным обитателям? Называется такая проверка экологической экспертизой.

Изобразительный ряд: проводник, паровоз, вагонная полка, багаж.