Подготовка должна носить тематический характер

Курысева Надежда Геннадьевна
учитель химии высшей категории, МОУ СОШ №36 г. Владимир
 

Считаем, что подготовка должна носить тематический характер. Занятие должно быть посвящено разбору заданий одной темы, а не сплошное выполнение КИМов прошлых лет. Поэтому после изучения темы учащимся предлагается работа с тематическими тестами: вначале это фронтальное обсуждение тестовых заданий (иногда учащимся предлагается отвечать на вопросы по цепочке), затем проводится проверочная работа, которая оценивается.


При отработке выполнения заданий части «А» (с выбором ответа) предлагаем учащимся следующий алгоритм выполнения тестового задания, который можно отразить в виде схемы:
Алгоритм выполнения тестового задания
Анализ условия задания – очень важный этап. Сначала необходимо предельно внимательно прочитать условие задания и осознать, на проверку какого элемента содержания – теоретического положения, понятия или закона оно ориентировано. Это поможет вызвать в памяти необходимые знания и определить порядок дальнейших действий.
Далее идет анализ вариантов ответов. В некоторых заданиях анализ условия и вариантов ответов надо проводить одновременно, а в других случаях требуется вначале выполнить задание и лишь затем сравнить свой ответ с приведенными в нем вариантами.
 
Задание. Наибольший радиус имеет атом
1) азота               2) висмута           3) сурьмы        4) мышьяка.
Выполнение этого задания требует только одного этапа рассуждений. Все эти элементы находятся в V группе главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Применив знания о закономерности изменения радиусов атомов элементов в главных подгруппах сверху вниз (радиус увеличивается), получаем правильный ответ – 2. Висмут в подгруппе расположен ниже всех названных элементов.
Ниже предлагается задание, которое удобнее сначала выполнить, а затем найти вариант ответа среди предложенных.
Задание. Степень окисления серы в соединении FeSO3  равна
1) -1           2) +2             3) 0            4) +4
Рассуждаем следующим образом: кислород имеет степень окисления -2, железо в этом веществе +2. Применив правило, что алгебраическая сумма степеней окисления в веществе равна 0, выражаем  +2 + Х + (-2 × 3) = 0,  находим Х = +4. Ищем вариант ответа.  Это  4.
Иногда при анализе вариантов ответов бывает целесообразно действовать как бы методом исключения, т.е. отсекать неверные ответы, и, таким образом, остановиться на выборе правильного ответа.
Задание. Молекула является структурной единицей
1) алмаза     2) поваренной соли      3) кремния     4) азота.
Исключаем неверные ответы. Алмаз и кремний – вещества с атомной кристаллической решеткой (ответы 1 и 2), поваренная соль – соединение ионного типа, т.е. состоит из ионов (ответ 3). Следовательно, правильный ответ - 2. Это азот.
Задание. Гидроксид цинка может реагировать с каждым веществом
в паре:
1) сульфат кальция, оксид серы (VI)
2) гидроксид натрия (р-р), соляная кислота
3) вода, хлорид натрия
4) сульфат бария, гидроксид железа (III).
Прежде всего вспомним, что гидроксид цинка – амфотерный гидроксид и одновременно нерастворимое основание.
В трех ответах  даны растворы солей, с которыми нерастворимые основания не реагируют. Исключаем ответы 1, 3, 4. Проверяем ответ 2: амфотерные гидроксиды взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами. Значит, ответ 2  верный.