Должностная инструкция - Социального педагога

Данные об авторе
Автор(ы): 
педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №34, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
дополнительное образование детей
специальное (коррекционное) образование
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Педагогика
Социология
Целевая аудитория: 
Методист
Педагог дополнительного образования
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
нормативный документ
Краткое описание ресурса: 
Должностные инструкции участников ППМС сопровождения образовательного процесса. Должностная инструкция - Социальный педагог.

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

г. Владимир

Должностные инструкции участников
ППМС сопровождения образовательного процесса

 

Социальный педагог

I. Общие положения

1.1.Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утверждённой Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ, согласованного с Минтруда РФ и в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений.
1.2. Социальный педагог относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее – МОУ СОШ).
1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется директору школы в рам­ках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее – Службы сопровождения), куратору Службы МОУ СОШ.
1.4. Социальный педагог является сотрудником Службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. В должности социального педагога МОУ СОШ может работать специалист, имеющий базовое (высшее) профессиональное образование, а также специалист, имеющий высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Социальная педагогика" или прошедший переподготовку по специальности в объеме не менее 1200 часов, без предъявления требований к стажу работы.

1.6. В своей деятельности социальный педагог руководствуется

  • Конституцией РФ;
  • Декларацией прав и свобод человека;
  • Законом РФ "Об образовании";
  • Законодательством РФ по вопросам образования;
  • Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • решениями Правительства Российской Федерации;
  • "Типовым положением о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии",  утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997,  № 288 (в редакции от 23.12.2002);
  • Уставом, локальными правовыми актами МОУ СОШ;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • Правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты;
  • Настоящей инструкцией и трудовым договором;
  • Договором взаимоотношений образовательного учреждения с родителями.

Предлагаемый перечень может быть дополнен
нормативно-правовыми актами регионального и местного уровней.

1.7. Социальный педагог должен знать

  • Конституцию РФ;
  • Конвенцию ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Законодательство РФ по вопросам образования;
  • Устав и локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в МОУ СОШ;
  • Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • Базисную программу обучения и воспитания детей;
  • Инновационные программы нового поколения, реализуемые в образовательном учреждении;
  • возрастную педагогику и психологию;
  • современные методы и приемы по оказанию различных видов социальной поддержки детям;
  • новейшие достижения социальной педагогики и практики.

1.8. Оплата труда социального педагога производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.
1.9. Социальный педагог работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждён­ному директором МОУ СОШ.

II.  Функции

2.1. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование социальных знаний, умений, навыков, социально-значимых качеств личности, способствующих успешной социализации ребёнка (профилактика явлений дезадаптации).
2.2. Реализация мер социальной помощи учащимся, защита их прав на полноценное развитие и образование в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
2.3. Практическое использование апробированных методик  с целью выявления  деформаций в социальном развитии ребёнка и своевременном оказании ему социальной помощи в конкретной жизненной ситуации.
2.4. Установление сотрудничества  с государственными органами управления, общественными  организациями, учебными заведениями, с органами социальной защиты, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы детей.
2.5. Оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам по проблемам социального развития воспитанников.

III.  Должностные обязанности

Социальный педагог обязан
3.1. Вести  профессиональную  деятельность строго в рамках своей компетенции.
3.2. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательно процесса.
3.3. Изучать проблемы социального развития школьников и  их ближайшего социального окружения; своевременно оказывать  помощь в их преодолении. Обследовать учащихся, составлять  по результатам обследования заключения, на их основе – создавать рекомендации для специалистов, педагогов  и  родителей по  преодолению выявленных проблем в социально-личностном развитии ребенка. 
3.4. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимать меры по социальной защите и оказанию социальной помощи, реализации прав и свобод школьников.
Организовывать различные виды социальноценной деятельности учащихся и взрослых, коррекционно-диагностическую и воспитательно-образовательную работу  по определенной программе, направленной на развитие социальных инициатив, обеспечение дальнейшей  готовности  и социальной адап­тации учащихся к школьному обучению.
3.5. Информировать администрацию МОУ СОШ и органы власти  о нарушении прав детей.
3.6. Выступать посредником между воспитанниками и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом) процесса сопровождения, а  также семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.7. Взаимодействовать с педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников, специалистами социальных, семейных служб, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи учащимся: нуждающимся в опеке и попечительстве,  с ограниченными физическими возможностями, с девиантным поведением, попавшими в экстремальные и тяжелые жизненные ситуации.
3.8. Анализировать перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
3.9. Прогнозировать, планировать и организовывать

  • ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации школьников;
  • мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей по социальной адаптации детей;
  • сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;
  • систему внешних связей МОУ СОШ, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по социальной адаптации учащихся;
  • систему контроля за реализацией программ социально-педагогической адаптации;
  • выполнение принятых решений в области социальной адаптации;
  • дальнейшую социальную адаптацию учащихся МОУ СОШ.

3.10. Разрабатывать и использовать

  • нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах социальной адаптации учащихся;
  • отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов;
  • апробированные и авторские программы, циклы занятий, направленные на профилактику и устранение проблем в социальном развитии школьников;
  • рекомендации для педагогов, специалистов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в социальном развитии.

3.11. Проводить  консультационную работу  с воспитателями ГПД, классными руководителями, учителями, специалистами,  родителями  и лицами, привлекаемыми к сотрудничеству с образовательным учреждением, по задачам и специфике  социального развития личности школьника в условиях МОУ СОШ и семьи.
3.12. Участвовать

  • в деятельности методических объединений школы и города и других формах методической работы;
  • в опытно-экспериментальной деятельности в рамках научного эксперимента, проводимого в школе;
  • в заседаниях Педагогического совета, Службы ППМС сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее -  ПМПк);
  • в мероприятиях, проводимых для родителей (собраниях,  семинарах-практикумах, круглых столах и др.).

3.13. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения  работы по социальному развитию школьников.
3.14. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного  социального сопровождения учащихся, педагогов и родителей).
3.15. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.16. Повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.

IV.  Права

Социальный педагог имеет право
4.1. Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти.
4.2. Информировать администрацию школы и органы власти  о нарушении прав детей.
4.3. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права школьников.
4.4. Требовать от администрации образовательного учреждения ока­зания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от  директора школы и куратора Службы, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.5. Устанавливать от имени МОУ СОШ деловые контакты с организациями, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
4.6. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня социального развития школьников.
4.7. Свободно выбирать и использовать оптимальные средства, формы и методы  социально- педагогической работы, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские методики социального развития и оказания социальной  помощи детям.
4.8.  Принимать участие

  1. в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции МОУ СОШ, программы и планировании работы Службы;
  2. в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);
  3. в управлении МОУ СОШ в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;
  4. в работе городских и областных семинаров, совещаний, конференций социальных педагогов.

4.7. Выступать с обобщением опыта своей работы  в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную  информацию.
4.8. Защищать профессиональную честь, достоинство и свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисцип­линарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогической этики, на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.9. Повышать профессиональную квалификацию, аттестовываться на соответствующую квалификационную категорию на добровольной основе и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.10. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными ТК РФ и другими законодательными актами, Уставом, Положением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях МОУ СОШ с родителями.

V. Ответственность

5.1. Социальный педагог в установленном законодательством РФ порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ, распоряжений директора, куратора Службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей школы, установленных должностной инструкцией.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым  Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании". Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Социальный педагог несет персональную ответственность за

  • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод ребенка;
  • охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения учебно-воспитательного процесса;
  • виновное причинение школе ущерба в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей, сохранность материальных ценностей, выданных под расписку материально-ответственным лицом,  имущества, находящегося в кабинете соци­ального педагога;
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведе­ний;
  • необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение  физического или психического здоровья последнего, результаты работы, проводимой по социальному сопровождению детей;
  • ведение документации и ее сохранность;
  • за реализацию не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

VI. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Получает от директора школы и куратора Службы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.2.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, с родителями, представителями органов опеки, попечительства и социальной защиты, с общественными организациями и учреждениями.
6.3. Социальный педагог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, классными руководителями  и специалистами МОУ СОШ по реализации задач социального развития ребёнка и охране его прав.
6.4. Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, родительских собраний.
6.5. Информирует куратора Службы и директора школы о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.6.Самостоятельно планирует свою работу на год (согласно плана работы МОУ СОШ и Службы). Планы согласуются с руководителем и специалистами  Службы и утверждаются директором. (План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода).
6.7. Предоставляет директору школы  и куратору Службы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года.
6.8. Входит в состав методического объединения социальных педагогов, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
6.9. Передает администрации МОУ СОШ информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях и др.
6.10.  Подотчетен Совету педагогов, Координационно-методическому совету Службы.
Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей, социальный педагог сотрудничает с другими педагогами и специалистами МОУ СОШ и регулярно обменивается следующей информацией.

Получает информацию

от директора образовательного учреждения о контингенте детей  при комплектовании групп, задачах годового плана работы МОУ СОШ на каждый учебный год, нормативных документах (в том числе и должностной инструкции),   состоянии учебно-воспитательной работы  школы, и правилах внутреннего трудового распорядка.
От заместителя директора по УВР о состоянии учебно-воспитательной работы  МОУ СОШ,  ежемесячном и перспективном планировании работы,  расписании занятий.
От куратора  Службы о плане работы Службы на каждый учебный год, о количестве детей, нуждающихся в социальном сопровождении, заявках на ПМПк.
От медицинских работников  о состоянии здоровья детей.
От педагога-психолога о психологических особенностях развития детей,  методические рекомендации по работе с детьми, имеющими проблемы в психическом развитии.
От учителя-логопеда об уровне речевого развития, специфических рече­вых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.


От учителя–дефектолога об уровне интеллектуального и сенсорного развития, специфических нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
От классных руководителей, педагогов, воспитателей ГПД об усвоении программного материала, индивидуальных особенностях детей, взаимоотношениях между детьми и их родителями.
От учителя по физической культуре об особенностях физического развития детей и их поведении на занятиях.

Передает информацию

директору МОУ СОШ о  перспективном планировании работы, отчёт о выполнении плана работы, циклограмму рабочего времени.
Заместителю директора по УВР результаты диагностики  социального развития детей в начале и в конце учебного года (о количестве детей (семей), нуждающихся в индивидуальном социальном сопровождении), циклограмму работы на учебный год, перспективное и календарное планирование, отчёт о выполнении плана работы.
Куратору Службы представления-характеристики на детей, взятых на ППМС сопровождение, списки детей с деформациями в социальном развитии.
Медицинским работникам о детях, нуждающихся в дополнительном медицинском обследовании, состоянии их здоровья, соблюдении правил гигиены и санитарии.
Педагогу-психологу списки детей с деформациями в социальном развитии.
Учителю-логопеду рекомендации по работе с детьми с нарушением в социальном развитии.
Учителю-дефектологу рекомендации по работе с детьми с нарушением в социальном развитии.
Воспитателю ГПД, классному руководителю, педагогам об особенностях организации учебно-воспитательной работы с детьми, взятых на социальное сопровождение, рекомендации по работе с детьми с нарушением в социальном развитии и их родителями.

Документация

  • Перспективный план работы на учебный год.
  • Календарные планы работы с учетом индивидуальной работы с детьми, родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
  • Циклограмма рабочего времени.
  • Учет диагностических обследований детей и родителей.
  • Учет посещаемости  детьми занятий социального педагога.
  • Анализ работы за год.