Должностная инструкция - Учителя–логопеда

Данные об авторе
Автор(ы): 
педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №34, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
начальное общее образование
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
дополнительное образование детей
специальное (коррекционное) образование
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Педагогика
Психология
Целевая аудитория: 
Методист
Педагог дополнительного образования
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
нормативный документ
Краткое описание ресурса: 
Должностные инструкции участников ППМС сопровождения образовательного процесса. Должностная инструкция - Учителя–логопеда.

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

г. Владимир

Должностные инструкции участников
ППМС сопровождения образовательного процесса

 

Учитель–логопед

I. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, утвержденной Приказом Министерства образования РФ по согласованию с Министерством труда РФ,  с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования РФ и Госкомвуза.
1.2. Учитель-логопед относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее – МОУ СОШ).
1.3. Учитель-логопед непосредственно подчиняется в рамках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее – Службы сопровождения) - куратору Службы сопровождения школы.
1.4. Учитель-логопед является сотрудником Службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (Коррекционная педагогика и специальная психология; Логопедия; Специальная дошкольная педагогика и психология) или высшее педагогическое образование (Русская филология; Педагогика и методика начального образования; Дошкольная педагогика и психология; Пе­дагогика и методика дошкольного образования с обязательной переподготовкой по специальности Логопедия).

1.6. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется

  • Конституцией РФ;
  • Декларацией прав и свобод человека;
  • Законом РФ "Об образовании";
  • Законодательством РФ по вопросам образования;
  • Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • решениями Правительства Российской Федерации;
  • "Типовым положением о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии",  утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997,  № 288 (в редакции от 23.12.2002);
  • Уставом, локальными правовыми актами МОУ СОШ;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • Правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты;
  • Настоящей инструкцией и трудовым договором;
  • Договором взаимоотношений образовательного учреждения с родителями.

Предлагаемый перечень может быть дополнен
нормативно-правовыми актами регионального и местного уровней.

1.7. Учитель-логопед должен знать

  • Конституцию РФ;
  • Конвенцию ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Законодательство РФ по вопросам образования;
  • Устав и локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в МОУ СОШ;
  • Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • Базисную программу обучения и воспитания детей;
  • Коррекционно-образовательные программы обучения детей с нарушениями речевого развития;
  • Коррекционную педагогику и специальную психологию;
  • Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии и логопедии;
  • Современные методы и приемы по оказанию различных видов коррекционной помощи детям с проблемами речевого развития.
  • Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка;
  • Программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии;
  • Новейшие достижения дефектологической науки и практики.

1.8. Оплата труда учителя-логопеда производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.
1.9. Учитель-логопед работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 20-часовой рабочей недели, и  утверждённому директором школы.

II.  Функции

2.1. Участие в коррекционно-образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в речевом и психическом  развитии детей.
2.2. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
2.3. Проведение углубленного логопедического обследования школьников МОУ СОШ для определения уровня речевого развития, специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.4. Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных функций.
2.5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей школьного возраста, дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применения специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

III.  Должностные обязанности

Учитель-логопед обязан

3.1. Вести профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.
3.2. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников. Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время коррекционно-образовательного процесса.
3.3. Обследовать школьников, определять структуру и  степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составлять заключения по результатам логопедического обследования и доводить их в допустимом объеме до сведения родителей и педагогов (с целью их ориентации в проблемах развития школьника).
3.4. Определять задачи, формы, методы коррекционной работы, организовывать и проводить коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, включающей максимальную коррекцию речевых нарушений и исправление нервно-психических отклонений в развитии детей, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным речевым дефектом; обеспечивать дальнейшую  готовность  и адаптацию учащихся к школьному обучению.
3.5.Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.6. Комплектовать группы детей с различной речевой патологией для занятий с учетом психофизического и речевого состояния детей.
3.7.Выступать посредником между школьниками и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом, родителями) процесса сопровождения и коррекционно-воспитательного процесса, проводимого в МОУ СОШ.
3.8. Анализировать перспективные возможности МОУ СОШ в области осуществления проектов адаптации воспитанников в современном коррекционном пространстве.
3.9. Прогнозировать, планировать и организовывать:

  • ресурсное обеспечение проектов и коррекционных программ;
  • мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в процессе организации коррекционной работы;
  • сбор и накопление информации о детях, испытывающих трудности при обучении;
  • систему внешних связей МОУ СОШ, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по коррекционной работе;
  • систему контроля за реализацией программ КРО;
  • выполнение принятых решений в области коррекционного обучения;
  • работу по дальнейшей школьной адаптации учащихся МОУ СОШ.

3.10. Разрабатывать и использовать

  • коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на устранение у школьников нарушений произносительной стороны речи, фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции;
  • индивидуальные программы комплексного обследования и сопровождения детей;
  • рекомендации для педагогов, специалистов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, в условиях МОУ СОШ и семейного воспитания.

3.11. Проводить консультационную работу с участниками коррекционно-образовательного процесса (воспитателями ГПД, учителями, специалистами и родителями) с целью ознакомления с задачами и спецификой логопедической и коррекционной работы, преодоления речевых нарушений у детей в условиях МОУ СОШ и семейного воспитания.
3.12. Участвовать:

  • в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
  • в опытно-экспериментальной деятельности в рамках научно­го эксперимента, проводимого в МОУ СОШ;
  • в заседаниях Педагогического совета, Службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее -  ПМПк);
  • в мероприятиях, проводимых для родителей (собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах и др.).

3.13. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы.
3.14. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного коррекционного обучения), готовить заключения по результатам обследований и/или коррекционной работы с детьми для ПМПк, пополнять ИМДК ППМС службы сопровождения.
3.15. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.16. Повышать свою профессиональную квалификацию согласно действую­щим нормативным документам.

IV.  Права

Учитель-логопед имеет право

4.1.Требовать от администрации МОУ СОШ содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от  директора школы, куратора и специалистов Службы сопровождения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.2. Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, работающими в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.
4.3. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.
4.4. Самостоятельно выбирать оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики логопедической помощи детям.
4.5. Принимать участие

  • в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции МОУ СОШ, программы и планировании работы Службы;
  • в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответ­ственность);
  • в управлении МОУ СОШ в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;
  • в работе городских и областных семинаров, совещаний, научно-методических конференций педагогов.

4.6. Выступать с обобщением опыта своей работы  в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную  информацию.
4.7. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката. В случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогической этики имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8.Повышать профессиональную квалификацию, аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.9. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудового Кодекса РФ и другими законодательными актами, Уставом, Положением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с родителями.

V. Ответственность

5.1. Учитель-логопед в установленном законодательством РФ порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ, законных распоряжений директора, заместителя директора по УВР, куратора Службы сопровождения,  иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым  Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании".  Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Учитель-логопед несет персональную ответственность за:

  • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод ребенка;
  • охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;
  • причинение ущерба школе в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанно­стей;  за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в логопедическом кабинете;
  • ведение документации и ее сохранность;
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;
  • необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение  физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;
  • за реализацию не  в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

VI. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Учитель-логопед получает от директора МОУ СОШ и куратора Службы сопровождения информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.2.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения,  родителями.
6.3. Учитель-логопед осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, педагогами и специалистами школы по закреплению положительных результатов коррекции  речевых нарушений у школьников, динамическому наблюдению за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий.
6.4.Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, родительских собраний.
6.5. Информирует куратора Службы сопровождения и директора образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.6.Самостоятельно планирует свою работу на год (согласно плана работы МОУ СОШ и Службы сопровождения). Планы согласуются с куратором и специалистами  Службы сопровождения  и утверждаются директором. (План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.7. Предоставляет директору и куратору Службы сопровождения письмен­ный отчет или самоанализ о своей деятельности по окончании учебного года.
6.8.Входит в состав методического объединения учителей-логопедов, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
6.9. Передает администрации информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях.
6.10. Подотчетен Педагогическому Совету.
Для достижения общей цели и эффективности выполнения обязанностей  учитель-логопед сотрудничает с другими сотрудниками школы и регулярно обменивается информацией.

Получает информацию

от директора МОУ СОШ о количестве детей при комплектовании компенсирующих групп и заключениях о речевых нарушениях, вынесенных специалистами ПМПК; о задачах плана работы на учебный год (ежегодно);  о нормативных документах (в том числе и должностной инструкции);  о состоянии учебно-воспитательнойй работы в МОУ СОШ; о  правилах внутреннего трудового распорядка.
От заместителя директора по УВР о состоянии коррекционно-развивающей работы в МОУ СОШ, о ежемесячном и перспективном планировании работы, расписании занятий, оформлении наглядной агитации.
От куратора  Службы сопровождения о плане работы Службы сопровождения на каждый учебный год, о количестве детей, нуждающихся в сопровождении, о заявках на ПМПк.
От медицинских работников о состоянии здоровья детей, результатах обследования детей логопедами детских поликлиник.
От педагога-психолога о психофизических особенностях детей,  об организации работы с детьми, имеющими дефицит внимания.
От социального педагога о социальном портрете семей воспитанников об организации и формах работы с родителями, о подборе игр, способствующих процессу социализации ребенка и адаптации к условиям школы.
От учителя-дефектолога об уровне интеллектуального и сенсорного развития, специфических нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
От учителя, воспитателя ГПД об усвоении программного материала, выполнении коррекционных заданий учителя-логопеда, индивидуальных особенностях детей.


 

Передает информацию

  • директору МОУ СОШ о планировании работы на каждый учебный год, о количестве детей, посещающих занятия, об эффективности проведенной коррекционной работы в конце учебного года.
  • Заместителю директора по УВР о  результатах диагностики  психо-речевого развития детей в начале и в конце учебного года, циклограмме работы на учебный год, выполнении плана работы.
  • Куратору Службы сопровождения о детях, рекомендованных для ППМС сопровождения.
  • Медицинским работникам о детях, которые нуждаются в дополнительном медицинском обследовании, о состоянии их здоровья, соблюдении правил гигиены и санитарии.
  • Педагогу-психологу о психологических особенностях   детей, проблемах в их эмоционально-волевом развитии.
  • Социальному педагогу о работе с родителями.
  • Учителю-дефектологу рекомендации по работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.
  • Учителю, воспитателю ГПД о посещаемости детьми занятий учителя-логопеда, об организации  индивидуальной и коллективной коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе.

Документация

  • Перспективный план работы на каждый учебный год.
  • Календарные планы работы с учетом индивидуальной работы с детьми.
  • Циклограмма рабочего времени.
  • Индивидуальные речевые карты.
  • Индивидуальные тетради детей.
  • План работы с родителями.
  • Журнал учета посещаемости занятий детьми.
  • Тетрадь взаимодействия с учителями, воспитателями ГПД и специалистами Службы сопровождения.
  • Анализ работы за год.