О курсах ораторского мастерства и риторике.

Далеко не каждый человек обладает врожденным талантом красиво и убедительно говорить, вдохновлять аудиторию собственной речью, сочетая меткие слова и фразы с яркими эмоциями. Врожденная способность к красноречию (естественное красноречие) является божьим даром, так же как и другие качества человеческого интеллекта – логический склад ума или феноменальная память. А как быть тем людям, которые с рождения имеют весьма посредственные навыки красноречия, но хотели бы усовершенствовать себя в этом направлении? При определенных задатках, а главное, при огромном желании, ораторское мастерство можно постичь, и научиться применять в повседневной жизни. Никто не говорит, что это легко, но поднять собственную планку способностей к общению вполне реально и под силу почти любому из нас.

Существует целая наука, изучающая ораторское искусство – риторика, возникшая еще в пятом веке до н.э. в древней Греции. Ее основы были заложены греками Аристотелем, Цицероном, Квинтилианом, а также римлянами Демосфеном и Цицероном. Риторика считалась одной из важнейших наук в тогдашней системе обучения, ее преподавали в Риторских школах – высшем звене существовавшей в то время трехстепенной системы образования. И если первая степень посвящалась изучению счета, письма и чтения, вторая углубляла знания в области грамматики, естественных наук и литературы, то третья была посвящена практическому овладению риторикой - наукой изложения мыслей.

Курсы ораторского мастерства начинались с упражнений по сочинению басен и рассказов, сентенций. Студенты учились формулировке утверждений и опровержений, красивому изложению похвалы и порицания. Практические занятия состояли в «декламациях» - выступлениях на заданную вымышленную тему, в форме увещания (суазории) или речи по фиктивному процессу в суде (контроверсии).

Высшей степенью умения красиво излагать свои мысли должны были владеть политики и государственные деятели. Ведь без умения строить собственный монолог, обращенный к многочисленной группе людей с целью убеждения или внушения определенной идеи, невозможно управлять человеческими массами. Эта великая мудрость была отмечена еще Платоном: «Ораторское искусство есть способ управлять умами». А Ж. Лабрюйер подтвердил через несколько веков тот же тезис: «Красноречие есть дар, который позволяет овладевать сердцем и умом собеседника, является возможностью втолковать или даже внушить собеседнику все, что угодно…».